Поклонники международного футбола, включая вашего покорного слугу, любят свысока порассуждать о вялой атмосфере на американских стадионах во время матчей между профессиональными командами. В целом болельщики в США мало отличаются от болельщиков в других странах, но в том, что касается шума и накала между ними лежит непреодолимая пропасть. (Прости, Америка, но пока ты жуешь свой арахис и поп-корн, мы ведем себя вот так.)
И, тем не менее, я рад, что подобное не может случиться в США: представьте себе, что было бы, если бы большая группа болельщиков одной из самых известных в вашей стране команд выпустила публичный «манифест», призывающий эту команду не принимать в свои ряды чернокожих и гомосексуалистов. Невероятно, правда? Но только не в России.
Вот что пишет AP:
«”Ландскрона”, крупнейшее объединение болельщиков санкт-петербургского клуба “Зенит”, выпустила в понедельник манифест, в котором потребовала, чтобы за клуб играли только белые и гетеросексуальные футболисты. “Сейчас «Зениту» чернокожие игроки навязываются чуть ли не силой, и это вызывает только обратную реакцию”, - заявила она, добавив также, что игроки-гомосексуалисты “недостойны нашего великого города”».
Петербургский «Зенит» - в последние годы считается одной из самых успешных команд России. В 2008 году он выиграл Кубок УЕФА – общеевропейское соревнование. «Ландскрона», использующая гордые голубые баннеры с изображением русского царя Петра Великого, - мейнстримная фанатская организация. Она пытается оправдать свое ханжество жалкими уловками, заявляя: «Мы не являемся расистами и для нас отсутствие чернокожих игроков в составе «Зенита» - лишь важная традиция, подчеркивающая идентичность клуба и ничего больше». Видимо, этой идентичности не противоречат любые славяне или скандинавы и даже полузащитник-португалец венесуэльского происхождения. Ее нарушают только чернокожие. Открытых геев в российском футболе нет, поэтому непонятно, зачем «Ландскрона» добавила на этот пирог из расистского дерьма еще и глазурь гомофобии. Видимо, просто для полноты картины.
К чести «Зенита» он отверг манифест «Ландскроны». Тренер клуба - итальянец Лучано Спалетти (Luciano Spaletti) – назвал заявление болельщиков глупым, а смущенные представители «Зенита» пообещали бороться с ксенофобией и ханжеством в бывшей столице Российской Империи. «Я лично могу заверить вас, что сделаю все возможное, чтобы помочь тем, кто пытается объяснить людям необходимость толерантности и уважения к другим культурам и традициям», - подчеркнул Спалетти.
Но это проще сказать, чем сделать. Бывший тренер «Зенита» голландец Дик Адвокат (Dick Advocaat) однажды заметил, что завербовать в клуб чернокожего футболиста «невозможно» из-за враждебности болельщиков. В этом году «Зенит», поддерживаемый глобальным энергетическим гигантом Газпромом, переломил эту тенденцию и потратил почти 100 миллионов долларов на двух футбольных звезд смешанной расы. Бельгийского полузащитника Акселя Витселя (Axel Witsel) и могучего бразильского нападающего Живанилду Виейра де Соузу (Givanildo Vieira da Souza), прозванного «Халком» (бразильцы произносят это, как «Улки») хотели купить многие крупные европейские клубы из намного более престижных лиг, однако благодаря щедрости «Зенита» они выбрали Россию. Однако болельщикам «Зенита», и в том числе «Ландскроне», это не понравилось. Теперь, как минимум, Халк может в январе покинуть команду. Еще один потенциальный рекрут «Зенита» - французский опорный полузащитник конголезского происхождения Янн М’Вила (Yann M’Vila) - благоразумно решил не связываться с петербургским клубом после того, как расисты-болельщики пригрозили его убить.
«Зенит», за который болеет, в частности, российский премьер-министр Дмитрий Медведев, славится тем, что среди его фанатов распространены националистические и ультраправые настроения. Впрочем, в этом он не одинок. Если для многих западноевропейских стран футбольное хулиганство выглядит каменным веком, то на стадионах Восточной Европы неофашистское насилие, к несчастью, по-прежнему живо. Несколько лет назад московские футбольные хулиганы стали одними из основных виновников жестоких волнений, направленных против трудовых мигрантов из Средней Азии и Кавказа. В командах богатой российской лиги играет немало чернокожих футболистов из Африки и Бразилии, сталкивавшихся с пугающими явлениями.
Когда Питер Одемвингие (Peter Odemwingie) в 2010 году перешел из московского «Локомотива» в английский «Вест Бромвич Альбион», болельщики его бывшего клуба «попрощались» с ним оскорбительным плакатом с изображением банана. Одемвингие, родившийся в Советском Союзе от отца-нигерийца и матери-татарки, рассказал Daily Mail о повсеместном, вездесущем расизме —издевках, насмешках, сравнениях с обезьянами, - с которым он и другие цветные игроки сталкиваются в России: «Все это звучит с трибун каждый раз, когда чернокожий футболист получает мяч. Мне это было больнее, чем, скажем, бразильцам, потому что я – россиянин».
Называть подобное поведение просто неприемлемым было бы слишком мягко. УЕФА и ФИФА много лет борются с расизмом, но так и не сумели очистить трибуны от этой язвы. Когда болельщики некоторых клубов начинают петь во время матча расистские песни или оскорблять чернокожих игроков — как это произошло недавно на матче между молодежными сборными Англии и Сербии — виновные, зачастую, получают смехотворные штрафы и наказания. Более того, несмотря на проблемы с расизмом и хулиганством, России была предоставлена честь принимать Кубок мира-2018. Небелые поклонники футбола могут теперь справедливо усомниться в том, что им имеет смысл ехать в Россию, —и не только из-за стоимости такой поездки.
«Зенит» сейчас занимает третье место в российской лиге, первое и второе места в которой занимают команда, финансируемая олигархом-миллиардером, и команда, финансируемая государственной энергетической компанией. «Ландскрона» может сколько угодно твердить о якобы «белой» идентичности «Зенита», однако, на деле в российском футболе—как и в мировом спорте в целом—определяющую роль играют распоряжения нефтяного бизнеса и прихоти магнатов. Это тоже, по-своему, тошнотворно, но они, по крайней мере, не исходят из расистских предрассудков.