Если российским парламентариям удастся добиться своего, благие намерения одного американского инвестора могут скоро превратиться в трагедию для тысяч российских сирот и американских семей, которые бы их усыновили.
В последнее время российский парламент пытался найти ответ на «закон Магнитского», который продвигал американский инвестор Билл Браудер. Закон был подписан президентом Бараком Обамой на прошлой неделе. Он меняет ограничение на торговлю времен холодной войны на механизм, запрещающий въезд в США российским официальным лицам, которых обвиняют в нарушении прав человека, особенно тем, кто связан со случаем смерти Сергея Магнитского, 37-летнего юриста, представлявшего интересы инвестиционного фонда Hermitage Capital, руководимого Браудером.
Сейчас, к ужасу многих россиян, депутат Екатерина Лахова считает, что нашла ответ: она предлагает полностью запретить все усыновления российских детей американскими семьями. Соответствующий законопроект получил предварительное одобрение 19 декабря, и теперь его готовят к третьему чтению.
«Ответ на закон Магнитского – это позор, - написал владелец арт-галереи Марат Гельман в Twitter. – Американцы наказали наших чиновников, а в ответ дума наказывает сирот – тоже наших».
Браудер, которому теперь въезд в Россию запрещен, говорит, что Магнитский выявил схему по отмыванию денег, направленную против фонда Hermitage. Ее организовали несколько коррумпированных российских чиновников из налоговых и правоохранительных органов. Инвестиционный фонд позднее обвинили в в уклонении от налогов, а Магнитского посадили за решетку в 2008 году. Он умер в СИЗО в Бутырке после того, как ему отказали в медицинской помощи.
Браудер, чей фонд когда-то был самым крупным частным инвестором в российскую газовую монополию «Газпром», отказался молчать по поводу своих потерь. На протяжении трех лет он вел неутомимую PR-кампанию, чтобы вывести на чистую воду людей, которые выгнали его из России и которых он обвинил в издевательствах и убийстве Магнитского. Серия фильмов под названием «Каста неприкасаемых», вышедшая в рамках этой кампании, привлекла миллионы зрителей в интернете. Сенатор-демократ Бенжамин Кардин (Benjamin Cardin), давний враг российского президента Владимира Путина, занялся делом и стал автором закона.
Сначала российский парламент планировал дать симметричный ответ. Десятого декабря большая группа пропутинских парламентариев внесла на рассмотрение законопроект «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ». Как и американский закон, российский законопроект призывает МИД составить список людей, которые совершили преступления против российских граждан за рубежом, вынесли «безосновательные» приговоры российским гражданам или преследовали их иными способами. Предполагается, что нарушителям откажут во въезде в Россию, а их счета в этой стране будут заморожены.
Авторы назвали свое творение законопроектом Димы Яковлева в память о двухлетнем российском мальчике, который умер в 2008 году после того, как его приемный отец в США, Майлс Хэррисон, оставил ребенка в закрытой машине в жаркий день. Случай Димы – один из 19 случаев смертей российских сирот, принятых в американские семьи с 1996 года. Согласно российской Генпрокуратуре, в те же 16 лет в России умерли 1500 приемных детей.
Симметричность российского ответа выявила его слабость. Хоть многие богатые и влительные россияне и ездят в США, покупают там собственность и отправляют своих детей в лучшие американские университеты, Россия еще не стала предпочитаемым направлением для американских элит. Чтобы усилить вес российского ответа, Лахова, которая уже давно выступала против усыновлений американскими семьями, предложила полный запрет.
Если законопроект будет принят, его эффект может оказаться значительным. Согласно статистике госдепартамента США, эта страна – мировой лидер в усыновлении российских детей. Американские семьи усыновили 45112 сирот с 1999 года.В 2011 году 956 из 3400 сирот, усыновленных в России, отправились в США.
«На сегодняшний день мы должны делать все, чтобы создать условия для усыновления детей-сирот российскими гражданами», - сказала Лахова государственному информационному агентству РИА Новости.
За пределами пропутинской думы, сформированной в результате печально известных массовыми нарушениями выборов в декабре 2011 года, многие не понимают логику закона, который сделает российских сирот заложниками международной политики. «Логика как бы "око за око", но логика неправильная, так как могут пострадать наши дети, которым не нашлось усыновителей в России», - написал он в Twitter.
Реакция министра была достаточно мягкой по сравнению с коллективным негодованием в соцсетях. В Facebook журналист и активист по защите прав детей Валерий Панюшкин опубликовал список тяжело больных российских детей, многих – с синдромом Дауна, которые ожидали усыновления американскими семьями. «Я знаю только две организации на свете, которые, чтобы напугать врагов, принимаются гробить своих детей -- это Хамас и партия Единая Россия» - пишет Панюшкин у себя в Facebook, имеея в виду лояльную Кремлю политическую партию.
Блогер Алексей Навальный, лидер антипутинского оппозиционного движения, предположил, что теперь российский президент выступит против запрета на усыновление, и каждый будет хвалить президента за мудрость. Это возможно, хотя, скорее всего, чрезмерно оптимистично, учитывая, что путинский лагерь сейчас захлестнула волна антиамериканизма.
Телеканал «Дождь» спросил вице-премьера Владислава Суркова, который до недавнего времени был главным советником президента, как бы он себя чувствовал, если бы его занесли в «список Магнитского».
«Если это произойдет, то для меня это будет большая честь», - сказал он, добавив, что реакция России адекватна.
Когда «психология осажденного» сочетается со стадным инстинктом, политиков не волнует, кто пострадает. Более важен символизм мести.
Леонид Бершидский – редактор и писатель. Он также является московским и киевским корреспондентом World View. Взгляды, выраженные в публикации, принадлежат ему и могут не отражать позицию редакции.