Как только в прессе стали появляться слухи о смерти Талабани, баланс сил в Ираке стал предметом активного обсуждения. Хотя по данному вопросу все еще нет точных сведений, информация такого рода о 79-летнем политике, испытывающем недомогание, не стала бы неожиданной. Кончина политического лидера иногда предполагает не только утрату только одного человека в политической системе, такое событие также может означать потерю определенного баланса. В этой связи необходимо рассмотреть готовность Ирака к периоду «после Талабани».
Прежде всего следует отметить, что политическая ситуация в Ираке все еще не достигла стабильности. Нарушения в применении новой конституции, разрушительные ветры «арабской весны», энергетические войны региональных игроков (Ирана и Турции) и глобальных сил (США, России, Китая), геополитические балансы Ближнего Востока, а также неизмеримые колебания, создаваемые линиями этнических и мазхабных разломов, - все это показывает неопределенность будущего страны.
Если вспомнить, насколько трудно и с какими проблемами создавалось последнее правительство, то можно оценить существующую хрупкость политической системы. Война в Ираке не закончилась, и не следует излишне доверять тем, кто выражает воодушевление по поводу временного прекращения огня. С точки зрения Турции это может привести к распространению пламени, гораздо более сурового, нежели Сирийский огонь. Наряду с риском для миллиардных турецких инвестиций в этой стране (в долларах, разумеется), под угрозой могут оказаться наша безопасность, энергетические связи и будущее гуманитарных, культурных отношений. С этих позиций баланс сил в Ираке весьма актуален.
По сути Турция столкнулась с серьезной дилеммой. Пусть и неофициально, наш сосед политически разделен надвое, и если с одним крылом отношения развиваются благоприятным образом, то существует риск потерять другое. Поэтому в последнее время, когда региональное правительство Курдистана стало сжигать мосты с центром Ирака, одновременно началось ухудшение отношений Турции и Ирака. Однако сегодня по-прежнему невозможно определить, как турецко-иракские отношения будут развиваться в дальнейшем, поскольку лагеря и союзы внутри страны крайне изменчивы.
Через обособление курдов премьер-министр Аль-Малики стремится обеспечить союз арабов в стране, разделяющихся на суннитскую и шиитскую ветви, и это разделение повышает риск гражданской войны. Так, Ирак кроится по линиям вероятного разлома на мазхабной и этнической почве. С усилением мазхабных тенденций могут объединиться арабы-сунниты и курды, с укреплением этнических – арабы-сунниты и арабы-шииты, и даже туркмены.
Точки зрения глобальных сил в отношении региона могут также измениться. Можно утверждать, что правительство Обамы пока не отказалось от Аль-Малики и даже разрабатывает определенные стратегии во имя сближения. В ближайшее время США могут способствовать отделению Кума и Ан-Наджафа с целью раздела шиитского лагеря и изоляции Ирана. Руководство США все еще не одобряет применение Турцией автономной политики в отношении Северного Ирака, которая не принимает во внимание целостность Ирака. Возможно, одну из причин внезапной миграции бывшего вице-президента Ирака Аль-Хашими (неоднократно приговоренного к смертной казни и до недавнего времени находившегося в Турции) в Катар можно интерпретировать как отдаление Турции от накаленной обстановки.
При поддержке глобальных игроков Аль-Малики, несмотря на протесты регионального правительства Курдистана, сможет сохранить целостность Ирака. Представляется, что выход Талабани из политической системы наибольший вред по странной иронии судьбы принесет Барзани, против которого он долгие годы вел борьбу.