Сеул – Часть своего детства Пак Кын Хе (Park Geun-hye) провела в южнокорейском президентском дворце, где ее воспитывал самовластный отец, захвативший власть 51 год назад в результате военного переворота. Теперь она возвращается туда в качестве демократически избранного президента страны, которая озабочена снижением темпов развития экономики и усилением социальных проблем.
Победив в среду с небольшим перевесом на выборах, 60-летняя Пак стала нетрадиционным для Южной Кореи руководителем. Она первая женщина-президент в этой стране, где традиционно главенствуют мужчины. Она также консерватор, а избиратели выбрали ее с тем, чтобы Пак выполнила их пожелания, в основном левого толка. Среди их предвыборных наказов - развитие контактов с Северной Кореей и крупное увеличение государственных расходов на социальные нужды.
Пак Кын Хе выбрали еще и потому, что она убедила южнокорейских избирателей в своей способности исцелить некоторые раны, причиненные 18-летним правлением ее отца, когда в стране наблюдался мощный экономический рост, но одновременно с этим пытали, бросали за решетку, а порой и убивали несогласных.
В ходе гонки, исход которой стал ясен лишь через несколько часов после начала подсчета голосов, Пак одержала верх над бывшим юристом-правозащитником Мун Чжэ Ином (Moon Jae-in), признавшим поражение буквально за несколько минут до полуночи местного времени. Когда к утру четверга голоса были подсчитаны окончательно, Пак набрала 51,6%, а Мун - 48%.
«Я считаю, что эту победу обеспечило страстное желание народа преодолеть кризис и оживить экономику, - заявила Пак, выступая поздно вечером с победной речью в центре Сеула. - Я не забуду ваше доверие ко мне».
Два ведущих кандидата выступали с сопоставимыми программами, которые отличались лишь масштабами и прогнозируемыми расходами. Но сама предвыборная кампания стала референдумом на тему их биографий, поскольку Пак в ходе гонки называли принцессой, а Муна - простолюдином. Об этом рассказал политолог из Университета Коре Хам Сон Дык (Hahm Sung-deuk)
Дебаты по поводу семейного наследия Пак выявили разрыв между поколениями. Пак в подавляющем большинстве поддержали те, кому 50 и более лет. Мун заручился поддержкой избирателей в возрасте от 20 до 30 лет. Настоящая борьба развернулась за тех, кому за 40. Эти люди помнят яростные студенческие протесты в поддержку демократии, проходившие в 1980-е годы, но сейчас их тревожит рост стоимости обучения детей, а также сокращение рынка рабочей силы, на который их дети придут после окончания учебы.
Экономика Южной Кореи занимает 15-е место в мире, но период экономического подъема там закончился, и на следующий год центральный банк страны прогнозирует темпы роста всего в 2,4%. Это существенно ниже 7-процентного роста, обещанного нынешним президентом Ли Мен Баком. Этот консерватор пять лет тому назад выдвинул целый ряд амбициозных целей, но ни одна из них не была достигнута.
Президент Обама поздравил Пак Кын Хе с победой и заявил, что с нетерпением ожидает совместной работы с ее администрацией. Альянс США и Южной Кореи «является основой мира и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе», сказал он, особо отметив «глубокие двусторонние связи в области экономики, безопасности и контактов между людьми».
Пак сменит Ли в феврале, чтобы начать свой пятилетний президентский срок.
Как консервативные, так и либеральные избиратели заявляют, что государство должно больше помогать народу. В ряду промышленно развитых стран Южная Корея занимает предпоследнее место по расходам на социальные нужды в процентах от размера ВВП. Разница в доходах хоть и является близкой к средней для страны первого мира, но она постоянно увеличивается. Пак в ходе предвыборной кампании обещала наполовину сократить плату за обучение в колледжах, расширить масштабы финансируемых государством программ по уходу за детьми, а также обеспечить полную страховку по лечению серьезных заболеваний.
Все это обойдется в 125 миллиардов долларов. Партия Пак «Сэнури» заявляет, что эти деньги можно получить за счет закрытия налоговых лазеек, отказа от расточительных расходов и реформирования правительства. Но никаких увеличений налогов не планируется, и Пак в ходе недавних дебатов с Муном не смогла убедительно ответить на вопрос о том, как будут финансироваться ее программы социального обеспечения. Ведущая консервативная газета «Донгянг Ильбо» сообщила недавно в своей редакционной статье, что планы социального обеспечения Пак и Муна это «не более чем пустые обещания, не имеющие под собой реальной финансовой основы».
В Южной Корее сильны идеи эгалитаризма. Наверное, это объясняется тем, что ее граждане помнят те времена, когда все были равны – и бедны. Когда отец новоизбранного президента Пак Чжон Хи пришел в 1961 году к власти в результате военного переворота, среднестатистический южный кореец зарабатывал 100 долларов в год.
За 18 лет пребывания у власти Пак Чжон Хи преобразил страну. Его критиковали за нарушения прав человека, однако он создал план по обеспечению финансового достатка, давал крупным корпорациям кредиты под низкие проценты и обещал им государственную поддержку. Именно благодаря такому сотрудничеству компании Samsung и Hyundai стали промышленными гигантами.
Когда Пак Кын Хе было 22 года, ее мать убили агенты Северной Кореи. На пять лет она фактически стала первой леди страны, завершив эти функции в 1979 году, когда ее отца расстрелял его собственный начальник разведки. Пак никогда не выходила замуж, заявляя, что свою жизнь посвятила родной стране.
В 1998 году ее впервые выбрали в Национальное собрание Южной Кореи, а в этом году избрали лидером партии. На парламентских выборах она одержала неожиданную победу. Ей пришлось дистанцироваться от своего товарища по партии и действующего президента Ли Мен Бака, который прежде руководил корпорацией Hyundai, выступал на стороне крупного бизнеса и проводил жесткую политику в отношении Пхеньяна. Рейтинг популярности Ли накануне ухода из власти составляет менее 20%.
По мнению политических аналитиков, задача Пак состоит в том, чтобы найти золотую середину между Ли и либералами. Пак утверждает, что будет жестко действовать в отношении глав крупных корпораций, которые нарушают закон, не давая им спуску, как это делал Ли. Вместе с тем, она не намерена ограничивать власть семейных кланов, которые руководят этими промышленными конгломератами, что предлагал сделать Мун.
По поводу отношений с Северной Кореей Пак говорит, что возродит некоторые совместные экономические проекты и гуманитарную помощь, которую прекратил оказывать Ли. Однако она заявляет, что налаживание постоянного диалога, включая возможную встречу в верхах с северокорейским лидером Ким Чен Ыном, будет зависеть от того, как Пхеньян выполнит свое обязательство прекратить программу создания ядерного оружия.