Исследование длилось около года, но это обстоятельство парадоксальным образом увеличивает его ценность, тем более, что оно проводилось немецким агенством Stiftung Marktwirtschaft (Фондом рыночной экономики) в Берлине. Работу возглавили экономисты Майкл Эйлфорт (Michael Eilfort) и Бернд Раффелхушен (Bernd Raffelhüschen).
Исследование, проведенное по заказу Свободного фонда Ренато Брунетта, утверждает, что именно бедная Италия оказалась той европейской страной, в которой ситуация с государственным долгом является наилучшей. Такое положение вещей существовало еще при правоцентристском правительстве, а не при техническом правительстве Наполитано и Монти по данным 2010 года.
Фонд создал классификацию долгосрочной устойчивости государственных финансов 12 государств, создавших зону евро. В ней учитывается показатель, обычно понимаемый как государственный долг, который немецкие исследователи называют «явным» (у нас он составляет примерно 120% от валового внутреннего продукта), а также «скрытый» долг, связанный со старением населения. По существу он складывается из расходов на здравоохранение, социальную помощь и выплату пенсий, которые предполагаются в будущем. Удивило положение вещей именно в этом вопросе, потому что Италия без пенсионной реформы министра Форнеро и повторяющегося повышения налогов в последние 12 месяцев имела наилучший индекс устойчивости по сравнению с ВВП (146%), за ней следует Германия (192,6%). Индекс Франции — 337,5, Испании — 548,5, самый низкий индекс у Ирландии — 1497,2. Немецкие данные предсказывают увеличение будущего долга, спровоцированного налоговой и пенсионной реформами и увеличением расходов на здравоохранение для пожилых людей. Согласно данным берлинского фонда, в 2050 году Германия потратит 1.360 миллиардов евро на пенсии и заработную плату государственным служащим, которые нужно будет прибавить к «явному» нынешнему долгу в 1.900 миллиардов.
Совсем другая ситуация в Италии. Хотя «явный» государственный долг велик, но у нас предполагается очень сдержанное повышение государственных расходов на пенсии, медицину и помощь пожилым людям. «Италия не только идет впереди немецкого локомотива, но и впереди всех других государств еврозоны, потому что в долгосрочной перспективе она может рассчитывать на позитивное развитие государственных финансов», - читаем мы в документе.
Исследование Stiftung Marktwirtschaft определило в 146% от ВВП («явный» долг составляет 118,4%, а «скрытый» 27,6%) «истинный» долг Италии. Это лучший показатель в Европе. В Германии «явный» долг составляет 83,2%, а «скрытый» - 109,4%. В целом это 192,6%, что на 30% больше долга Италии. На предпоследнем месте, то есть позади Греции, оказался добродетельнейший Люксембург, страна-образец, в которой государственный долг достигает всего лишь 19,1% от ВВП, то есть составляет сущую безделицу. Но под великим герцоргством заложена демографическая и пенсионная бомба, которая при взрыве доведет индекс устойчивости до 1.115,6.
Если дела в будущем пойдут лучше, то обратная сторона итальянской медали касается настоящего. «Учитывая низкий экономический рост, первичных излишков хватит максимум на стабилизацию государственного долга в ближайшие годы, однако резко снизить его не удастся», - говорится в докладе немецкого фонда. Существуют две проблемы: ликвидировать «явный» долг и разрешить проблемы государственных финансов в скором времени. Но есть аспекты, которые, «к сожалению, связаны с рынками, их горизонты более узкие, они не склонны смотреть в перспективу и ждать десятилетиями».
Это наблюдение, сделанное в конце 2011 года по данным 2010 года, подтверждает тот факт, что жертвы, навязанные правительством Монти для коррекции плохого состояния государственных финансов, были нужны для того, чтобы успокоить рынки, а не для того, чтобы обеспечить лучшее будущее для Италии, на пути к которому страна уже находилась.