Возможно это прозвучит довольно провокационно или наоборот – «затерто», но сегодняшнюю ситуацию на Украине не стоит рассматривать как уникальную с точки зрения общеевропейской политики. Возможно, даже мировой геополитики.
Попробую кратко обосновать этот тезис.
Все время, когда мы говорили о кучмовской многовекторности Украины, основные мировые центры силы, – в первую очередь, Европейский союз, США и Россия – были относительно спокойны в периоды нашей бездеятельности на международной арене. Они не вступали в активную борьбу между собой, поскольку неопределенные с геополитической точки зрения устремления Украины не создавали для них насущных проблем.
Однако, как только мы начинали заявлять о своих внешнеполитических преференциях – картина резко менялась.
Когда мы говорили о стремлении к более тесной интеграции с постсоветским пространством – в активную игру вступали США и Евросоюз.
Они делали заявления о том, что хотели бы в перспективе видеть нас в единой европейской семье, поощряли к подписанию важных документов по сотрудничеству с НАТО, приглашали украинское руководство к участию в европейских форумах, активизировали контакты с руководством Министерства иностранных дел и нашими посольствами в Европе.
Именно угроза сползания Украины на Восток заставляла Запад переходить на повышенные скорости в отношениях с Украиной.
И наоборот – как только Киев начинал говорить, что хочет в ближайшей перспективе интегрироваться в европейское и евроатлантическое пространства – в активную и жесткую игру вступала Россия.
Ее руководство начинало говорить, что Украина от интеграции на постсоветском пространстве получит конкретные дивиденды, зато от углубления сотрудничества с ЕС – лишь призрачные. А то и вообще - такой шаг будет невыгодным для Украины.
Итак, вывод первый: четкая риторика Киева о внешнеполитических преференциях всегда провоцировала начало активных действий со стороны или Запада, или Востока.
Зато условный нейтралитет с элементами равнозначных уступок Киева для Запада и Востока – в форме продажи украинских активов, допуска к стратегически важным секторам экономики – всегда сводил геополитические бои за Украину к какому-то разумному минимуму.
Если мы принимаем такую формулу как основу, нам станет ясно, что интенсивные предложения России относительно вступления Украины в Таможенный союз возникли тогда, когда процесс подписания Соглашения об ассоциации с ЕС был практически завершен.
Кстати, одна важная ремарка. В «боях за Украину» обе стороны использовали свои собственные приемы, порой – даже запрещенные. Лидером в этом процессе была Россия. Кассетный скандал и дело о радиолокационных станциях «Кольчуга» – из этой серии.
Оранжевая революция, которая вызрела в украинском обществе, стала прекрасной возможностью для Запада получить стратегическую победу над Россией в «борьбе за Украину».
Однако незрелость украинской правящей элиты привела к тому, что Виктор Янукович, который, казалось бы, в 2005 году был обречен на историческое забвение, уже через пять лет в открытой борьбе получит пост президента.
И Запад это признает.
Дело Тимошенко также возникло накануне проведения в декабре 2011 года очередного саммита Украина-ЕС. Саммита, на котором было запланировано выйти на подписание исторического соглашения об ассоциации.
Когда руководители двух сторон – Киева и Брюсселя – уже были готовы поставить подписи под текстом Соглашения об ассоциации – действия Москвы стали чрезвычайно активны.
Газовое дело, за которое осудили Тимошенко, подтверждает вышеизложенный тезис. Как это сейчас повелось на Украине, Генеральная прокуратура стала определять повестку дня – теперь уже украинского МИД.
И действительно, под давлением именно Генпрокуратуры Министерство иностранных дел Украины через посольства пытается объяснить Западу обоснованность обвинений в адрес Юлии Тимошенко. Совет Европы, ОБСЕ и ЕС – основные получатели такой информации.
Вот, и на прошлой неделе наши дипломаты пытались еще раз объяснить Западу, что в деле Тимошенко не было политических мотивов. Это делалось на базе документа, подготовленного американской юридической компанией «Skadden, Arps, Slate, Meagher & Flom LLP» по заказу Министерства юстиции.
Насколько мы знаем – все безрезультатно.
Никакие инициативы МИД, никакие поездки Рината Кузьмина в Европу и США не смогут убедить Запад в том, что Тимошенко осудили справедливо.
И Брюссель со Страсбургом не спешат жечь мосты с Киевом. В последней резолюции Европарламента Европа действительно сделала шаг назад, ослабила формулировку, конкретизировала требования.
Брюссель боится стремительного сползания Украины в объятия России.
Однако есть сомнения в том, что до проведения саммита Украина-ЕС, который, как стало известно, состоится 25 февраля, Киев сможет выполнить одно из условий Европы – решить дела бывших чиновников, которые сидят в тюрьмах. Их не для того сажали, чтобы выпускать.
Итак, если Киев не выполнит требования Европы – Соглашение могут не подписать.
А вот это станет настоящей катастрофой.
Выглядит вполне очевидным, что сейчас следует приложить усилия, чтобы Соглашение об ассоциации было подписано в любых условиях – даже если Тимошенко и Луценко останутся заключенными.
На удивление, это важно для всех – как для оппозиции, так и для власти.
Если мы не подпишем Соглашение во время саммита, а это раньше, чем планировалось на ноябрь следующего года, – Путин с Таможенным союзом и «Русским миром» опередит Брюссель. Тогда уже президента Януковича едва ли не силой в следующий раз отвезут в Москву.
И потом отыграть ситуацию будет чрезвычайно сложно. Это сигнал важно доносить до Эштон и Фюле.
Трудно поверить в то, что Грищенко имел какие-то даже минимальные возможности остановить «дело Тимошенко».
Его никто не слушал, когда готовили «посадку».
Сейчас ожидается решение Европейского суда по правам человека относительно Тимошенко.
Украинский судья Анна Юдковская, которая находится в декретном отпуске, еще может до 21 декабря выйти на один день, чтобы присутствовать при принятии решения суда.
Между тем судья, работающий вместо Юдковской, не горит желанием принять участие в рассмотрении этого дела. Без участия кого-то одного из них заседания по делу Тимошенко не состоится.
Такое промедление может быть частью властного замысла по затягиванию дела. Ведь если этого не произойдет до 21 декабря - то рассмотрение перенесут уже на следующий год.
И решение может быть объявлено как раз накануне проведения сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы в январе 2013 года.
Но тут есть другие обстоятельства. Перенос дела даст толчок к вынесению украинского вопроса на срочные дебаты ПАСЕ. Ситуация обострится. А Григорий Немыря, который может войти в состав украинской делегации в ПАСЕ, приложит для этого значительные усилия.
Ведь хорошо известно его мастерство продвигать корпоративные интересы. И Банковая получит новую порцию проблем на европейском направлении, которым обязательно воспользуются «таможенники» с Востока.
В то же время в ожидаемом на днях решении ЕСПЧ вряд ли будет требование освободить Тимошенко. Потому что первое дело Тимошенко, вынесенное на рассмотрение европейских судей, касалось только обстоятельств досудебного задержания бывшего премьера.
Скорее всего, решение Европейского суда по делу Тимошенко будет похоже на решение по делу Луценко, задержание которого было признано нарушением прав.
Поэтому Украине придется еще долго ждать, пока Европейский суд вынесет решение по второму делу Тимошенко, которое уже касается ее заключения. А для ожидания времени нет. Нет у Украины и ее граждан.
Поэтому основным посланием для Европы должно быть: «Подпишите Соглашение об ассоциации сейчас, а дальше давите на украинскую власть для выполнения ею решений ЕСПЧ и резолюций Европарламента».
Интересы европейского народа это принципиально иное, чем нынешней украинской власти, которая априори является временной.
Перевод: Антон Ефремов.