Общий обзор
Мир и Россия в 2012 году прошли через горнило мирового кризиса, заявляют инвестиционные банки Москвы. Вопрос на 2013 год таков: если начнется подъем, насколько быстро он пойдет? С наступлением 2013 года в мире должно начаться экономическое оживление, что вызовет улучшение состояния российской экономики. Однако темпы экономического подъема в России будут очень сильно зависеть от того, что будет происходить в других регионах мира.
Что касается зарубежья, то аналитики ожидают успешного преодоления фискального обрыва Соединенными Штатами. По данным Goldman Sachs, к концу 2012 года экономика уже начала расти близкими к долгосрочным тенденциям темпами. У Европы на восстановление уйдет немного больше времени, так как у нее - проблемы посерьезнее, но и она к концу 2013-го или к началу 2014 года должна достичь темпов роста в пределах долговременных тенденций. Там к концу 2012 года уже началось ускорение темпов экономического развития. В США большая часть проблем носит чисто налогово-бюджетный характер, в то время как Европе предстоит решить более глубокие структурные проблемы.
У России будут одни из самых лучших показателей среди стран БРИК, и тенденции роста должны повторить ситуацию 2012 года: экономика начнет год с темпами роста около 3%, а во второй половине они ускорятся, поскольку начнут действовать такие движущие силы, как инвестиции и низкая инфляция.
Среди обозревателей существуют большие разногласия относительно показателей второй половины года. Goldman Sachs говорит, что они будут мощными благодаря позитивному воздействию инвестиций, а вот банк Danske полагает, что показатели будут скромными, и их движущей силой станет потребление.
Возможны сюрпризы, поскольку Кремль запустил объемную программу реформ и начал громкую антикоррупционную кампанию. Однако большинство аналитиков занимают по этому вопросу выжидательную позицию в русле «поживем-увидим». Из тех реформ, что осуществило правительство, наиболее значимые и эффективные целиком относятся к налогово-бюджетной сфере. Российский центробанк перешел к планированию темпов инфляции, так что рубль сейчас фактически стал свободно плавающей валютой. С января начнутся реформы на рынке капитала, и Россия откроется для инвесторов со всего мира, а это может дать 20 миллиардов долларов денежных вливаний.
Первый квартал – спад, вторая половина – ускорение
Похоже, Россия постоянно ведет игру в две половины, однако в 2013 году, как и прежде, вторая половина даст более сильные показатели, причем, они могут стать сильнее, чем в три предыдущих года.
Аналитики единодушны в том, что первая половина 2013 года для России будет трудной. Экономика во второй половине 2012 года уже демонстрировала быстрое замедление, и это торможение может перейти на начало 2013 года.
«Мы считаем, что экономический рост во втором квартале 2013 года стабилизируется на уровне 3% в годовом исчислении, при условии отсутствия ключевых рисков (ухудшение экономического положения в Европе и фискальный обрыв в США). Следовательно, экономическое развитие в России будет опережать по темпам развитые страны и Восточную Европу, находясь вровень с такими формирующимися рынками, как ЮАР, Бразилия и Турция», - сообщает Уралсиб.
Уралсиб прогнозирует, что в первом квартале 2013 года рост составит 2,5%, а к концу года ускорится до 3,5%, и такой прогноз довольно типичен.
«Слабый потребительский спрос приведет в первом квартале 2013 года к замедлению в промышленности до 2,5% в годовом исчислении (в целом за год мы ждем темпов промышленного роста в 2,8%). В добывающих отраслях и в энергетике в 2013-2015 годах рост сохранится в пределах 1-1,5% в годовом исчислении, а вот в промышленности будет более существенное замедление - с текущих 4,5% (в 9-м месяце 2012 года) до 3,5-4% в годовом исчислении», - сообщил Уралсиб в своей краткой справке по итогам года.
Главные факторы, вызывающие снижение темпов в промышленности (кроме слабого спроса), это замедление роста корпоративного кредитования в 2013-2015 годах до 13-15% в годовом исчислении (в октябре этот показатель составил 17,7%), отсутствие свободных производственных мощностей, а также ухудшение демографической ситуации.
«Мы считаем, что стабильный рост потребительского кредитования (20-25% в год) и реальных доходов (4-5% в год) обеспечат в 2013-2015 годах рост в розничной торговле в пределах 5-6% в годовом исчислении. Кроме того, стабильный рост кредитования и реальных доходов поддержат транспорт, связь и банки», - говорят аналитики Уралсиба.
Goldman Sachs строит иные прогнозы на вторую половину года, и отличие заключается в том, что там ждут гораздо более существенного роста в этот период благодаря сочетанию таких факторов, как инвестиции выше ожидаемого объема и низкая инфляция – хотя эти цифры оспариваются.
Политические риски
Видимость протестного движения в декабре 2011 года заставила говорить об этом средства массовой информации, однако оппозиция за прошедший год не сумела воспользоваться своим мощным стартом, и протесты выдохлись.
Впервые за 20 лет российское население начало проявлять политическую сознательность, однако его политическая активность и организованность пока еще незначительны. Нет единой политической оппозиции, да и вообще, в оппозиционных рядах происходит дробление. Позиция населения такова: оно хочет улучшений, и особенно хочет участвовать в политическом процессе, но не желает рисковать материальными достижениями последнего десятилетия.
Такая активность оказывает полезное давление на Кремль, который вынужден реагировать на требования народа. Однако шансы политического насилия или неких «цветных революций» незначительны.
Нефть
Существует постоянный страх, что нефтяные цены упадут, и это пустит ко дну российскую экономику. Но хотя почти все согласны с тем, что в долгосрочной перспективе цены на нефть снизятся примерно до 80 долларов, до этого - еще несколько лет.
Единодушный прогноз по нефти – около 115 долларов за баррель, хотя Citi предсказывает 95 долларов, а российский бюджет исходит из цены в 91 доллар за баррель.
Однако Goldman Sachs утверждает, что Россия становится менее восприимчивой к нефтяным ценам благодаря целому ряду новых проектов, которые либо уже реализованы, либо близки к завершению. Если в 2007 году извлекаемые запасы нефти составляли где-то 5 миллионов баррелей в день, то сейчас этот показатель приближается к 20 миллионам баррелей. На рынке предложения до сих пор все сложно, однако кривая предложения становится все более пологой и близкой к прямой, что способствует стабилизации цен. Снижение цен до 80 долларов и ниже, что предсказывали некоторые аналитики, кажется все менее вероятным. Даже если такое снижение и произойдет, то вряд ли оно наступит раньше 2016 года, отмечает Goldman Sachs.
«Мы полагаем, что нефтяной рынок достиг пика в 2012 году, - говорит Клемент из Goldman Sachs. – Цены неизбежно пойдут вниз, но вряд ли это произойдет до 2016 года. А поскольку кривая предложения выпрямляется, цены останутся стабильными или даже поднимутся в ближайшей перспективе».
На самом деле, доля нефти в бюджете страны сокращается: в 2012 году она составила 51%, но в 2013 году снизится до 40% - просто из-за роста остальных отраслей экономики. На сферу услуг и розничной торговли уже приходится более 50% ВВП, и эта тенденция сохранится на волне диверсификации, которую гонит потребление.
Время дефицита
Правительство прогнозирует на 2013 год дефицит в размере 521 миллиарда рублей, но на самом деле, бюджет у него будет бездефицитным, когда взносы из нефтяного резервного фонда сделают свое дело.
Дефицит будет профинансирован запланированными 448 миллиардами рублей с внутреннего рынка и 6 миллиардами долларов с внешнего рынка, что является весьма скромной целью. Кроме того, 387 миллиардов рублей поступит от приватизации, хотя это менее определенная перспектива.
Особенно скромным выглядит целевой показатель по внутренним заимствованиям, а некоторые аналитики считают, что за рубежом Россия не будет брать кредиты вообще, собрав 1 триллион рублей с внутреннего рынка (иностранные инвесторы смогут в нем участвовать, начиная с 2013 года).
Но поскольку активное сальдо идет на убыль, государству явно придется выходить на охоту за резервами. Путин исключил увеличение налогов, оставив для получения доходов другие варианты, которые будут иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Позитивны новые усилия в борьбе с коррупцией и злоупотреблениями, стимулирование малого бизнеса, а также повышение производительности и эффективности. К отрицательным моментам относится то, что Кремль, похоже, сократит вложения в государственный пенсионный фонд и будет играть с тарифами, чтобы получить больше денег.
Бюджет-2013 в режиме строгой экономии
Бюджет 2013 года станет аскетичнее, потому что реальные расходы будут во многом сокращаться, хотя в наступающем году начнется мощное финансирование обороны, что вызывает неоднозначную реакцию. Дума в конце ноября утвердила федеральный бюджет на 2013 год с незначительным дефицитом.
Бюджетные расчеты, основанные на прогнозах министерства экономики на 2013 год, предполагают рост ВВП в 3,7%, снижение средней цены на нефть марки Urals до 97 долларов за баррель (в 2012 году обеспечивающая бездефицитность бюджета цена составляла 108 долларов) и уровень инфляции к концу 2013 года в размере 5,5%.
Доходы государственного сектора экономики по прогнозам должны вырасти на 7-8% в номинальном выражении. Реальный рост с учетом инфляции составит около 2%. Валовой доход немного сократится, составив менее 38% ВВП. Расходы вырастут примерно на 10%, составив более 38% ВВП (это все еще докризисный уровень). Бюджетный дефицит государственного сектора может составить около 0,5% ВВП.
«Мы ожидаем, что в 2013 году бюджет будет напряженный. В 2012 году было небольшое превышение расходов в 0,3%. В 2013 году бюджет будет ровный, и произойдет небольшое сокращение расходов в реальном исчислении, - говорит Клемент из Goldman Sachs. – Это будет тормозить рост, но многое будет зависеть от того, что они сделают с нефтяными деньгами и с резервным фондом».
Министерство финансов призывает понизить уровень отсечки, после которого нефтяные деньги можно будет тратить - когда резервный фонд составит 5% ВВП, а не семь, как в настоящее время. Оно уже заявило о том, что из фонда будет взято 100 миллиардов рублей на инвестирование инфраструктурных проектов. Что из этого получится, пока не ясно.
Доходы и расходы
Доходы федерального бюджета в будущем году ожидаются почти в том же объеме, что и в текущем, а рост расходов замедлится до двух процентов. Снижение роста расходов отражает то обстоятельство, что центр сокращает дотации в региональные бюджеты, хотя треть расходов федерального бюджета все равно будет состоять из переводов денежных средств в регионы и вкладов в социальные фонды. Рост по другим статьям расходов в федеральном бюджете должен идти в ногу с инфляцией.
Больше всего увеличить расходы из федерального бюджета планируется на оборону. В 2013 году рост ассигнований там составит 15%, а в 2014 и 2015 годах почти 20%. На оборону уходит около 10% всех государственных расходов, что составляет более 3,5% ВВП. Реальные расходы на оборону превышают бюджетную цифру, и Стокгольмский институт исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute) заявляет, что в 2011 году они составили около 4% ВВП. В период с 2011 по 2020 годы расходы на оборону будут увеличиваться в рамках масштабной модернизации боевой техники и вооружения. Данные по ежегодным расходам на оружие, технику и оснащение армии не публикуются, но согласно оценкам, в прошлом и нынешнем году они составили около половины всех расходов на оборону.
Ожидается, что доходы региональных и муниципальных бюджетов в будущем году вырастут на 10% благодаря новым поступлениям за счет основных налогов и несмотря на сокращение финансирования из федерального бюджета. Некоторые аналитики считают слишком оптимистичными сегодняшние прогнозы по региональным и муниципальным бюджетам. Рост расходов там в будущем году ускорится до 13% вследствие такого фактора как повышение зарплат в государственном секторе, что обещал сделать президент Путин.
Доходы социальных фондов (пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд медицинского страхования), которые почти на 45% финансируются из средств федерального бюджета, в будущем году увеличатся на 10%. Быстрый рост расходов продолжится (13%) вследствие повышения пенсий и прочих социальных затрат. Социальные расходы будут по-прежнему составлять более трети от общих расходов в государственном секторе, что соответствует примерно 13% ВВП.
Фискальное правило снижает риски для государственных финансов
Правительство ввело «фискальное правило», которое означает, что вместо догадок по поводу цен на нефть на следующий год оно будет выводить среднее значение по этим ценам за несколько последних лет и использовать его в бюджетных расчетах. На 2013 год эта цена составит 91 доллар за баррель, хотя большинство аналитиков дает прогноз в 100 с лишним долларов.
Идея состоит в том, чтобы сделать бюджет менее уязвимым для скачков нефтяных цен, используя долгосрочные средние цифры. В хорошие годы дополнительные доходы будут откладывать в резервный фонд, и эти средства можно будет использовать в плохие годы. Таким образом, можно будет выровнять планы расходов на перспективу.
Для 2013 года это означает, что государство ввело некий режим самоограничения для себя самого. Во время кризиса нефтяные цены упали, так что используемое в бюджете среднее значение меньше ожидаемого на рынке 2013 года. Поэтому правительству приходится сокращать расходы, а это приведет к замедлению роста.
«В реальном выражении бюджетные расходы в 2013 году должны снизиться на 2,3%. В основном это вызвано сокращением расходов в здравоохранении (14%), в национальной экономике (9,8%), в СМИ (10,1%), в социальной политике (4,8%) и в образовании (3%), несмотря на увеличение расходов на национальную безопасность (8,7%), на субсидии региональным и муниципальным бюджетам (7,1%) и на государственные организация (3,1%). Мы полагаем, что из-за мер жесткого самоограничения российская экономика прочно застрянет в так называемом «внутреннем сценарии», который будет характеризоваться трехпроцентным ростом и существенной ресурсной зависимостью», - заявляют аналитики из Уралсиба.
Потребление
В значительной степени рост в 2012 году обеспечивался за счет мощного потребления, которое, в свою очередь, росло по причине безудержного кредитования. Рост потребительских кредитов в месячном исчислении составил более 40%. Но в конце 2012 года розничные продажи и потребительское кредитование начали замедлять свой рост, и такая тенденция в 2013 году сохранится, хотя по прогнозам потребительское кредитование все равно сохранит тенденцию роста в 30 с лишним процентов.
Однако розничные продажи росли намного медленнее потребительских кредитов с темпами в 7-8%. Это соответствовало росту пенсий и зарплат.
Учитывая то, что безработица в России самая низкая за 20 лет, можно было ожидать, что зарплаты начнут быстро расти, однако этого не произошло. Похоже, что население поражено бациллой уныния: оно радо тому, что имеет, и не требует большего. Похожая тенденция отмечается в импорте, который не увеличивается параллельно росту доходов и экономики.
В 2013 году ситуация может измениться, если быстро вернется уверенность и появится «фактор хороших ощущений» в ожидании подъема. Но поскольку по прогнозам 2013 год станет переходным, когда страна будет выходить из кризисного периода, никто таких изменений не ждет. Так что увеличения зарплат будут скромными, а это будет сдерживать оборот в розничной торговле.
Больше всего на розничную торговлю влияет инфляция, которая прогнозируется в базовых пределах от 4,5 до 5,5%. По сути дела, это означает увеличение доходов, большая часть которых населением будет потрачена. Снижение инфляции ожидается в основном во второй половине года, когда будет собран урожай, виды на который в данный момент хорошие.
Инфляция и однодневная процентная ставка
В 2012 году инфляционные показатели в России вызвали разочарование, что главным образом объясняется плохим урожаем. Центробанк ошибся в своем инфляционном прогнозе в 5-6%, и инфляция составила 6,8%.
Однако к концу года рост цен уже начал замедляться, и в 2013 году ожидается снижение базовой инфляции до уровня от 4,5 до 5,5%.
Важнее то, что в 2013 году российский центробанк перейдет на однодневные процентные ставки. В сентябре он поднял ставки на 25 базисных пунктов, и экономисты считают это ошибкой, беспокоясь по поводу замедления роста вследствие такого повышения. Но это был важный шаг, и он показал приоритеты центробанка, которые заключаются в следующем:
1. Инфляция оказалась выше прогнозов ЦБ;
2. Прекращение финансирования бума потребительского кредитования коммерческими банками с использованием выкупных соглашений;
3. Базовая инфляция выглядела так, будто возможно ее увеличение.
4. Больше всего ЦБ хочет создать себе репутацию борца с инфляцией.
Инфляция замедлилась, и похоже, что центробанк добился всего того, что намечал для себя. Теперь он готовится к 2013 году.
Экономисты теперь уверены, что цикл ужесточения закончился. В 2013 году на валюту будут воздействовать конфликтующие нагрузки, скажем, лучший, чем в 2012 году урожай и повышение тарифов вкупе с капитальными затратами. Но в итоге ЦБ надеется обеспечить баланс и оставить ставки на прежнем уровне в 8,25%.
Платежный баланс и импорт
Сейчас активно идут разговоры о падении счета валюты. Но хотя такое снижение со временем действительно будет происходить, в 2012 году у России весьма здоровое активное сальдо в 195 миллиардов долларов, которое сохранится и в 2013 году.
Один из важных факторов, поддерживающих платежный баланс, это медленный рост импорта, который в 2013 году еще замедлится в силу замедления инфляции.
В то же время, появляются первые признаки того, что начинает давать свои результаты замещение импорта. Наиболее очевидно это в автомобилестроении, где новые инвестиционные соглашения с крупными производителями приведут через пять лет к десятикратному росту внутреннего производства. Объемы продаж автомобилей в 2012 году были на том же уровне, что и в 2008-м, однако размеры импорта автомашин в текущем году сократились на 38% по сравнению с тем же 2008 годом.
России по-прежнему еще очень далеко до реального импортозамещения, однако крупные прямые инвестиции, в том числе, иностранные, нацелены на производство в потребительском секторе, где такая тенденция будет сохраняться и развиваться.
Бегство капитала
Об оттоке капитала из России пресса пишет очень много, но в основном это отвлекающий маневр. В 2011 году из России ушло примерно 85 миллиардов долларов, а в 2012 и 2013 годах отток капитала прогнозируется в объеме 60 миллиардов долларов. Однако половина из этих денег – обычный бухгалтерский учет, а реальный отток капитала составляет от 30 до 40 миллиардов долларов.
Примерно четверть российского оттока капитала это на самом деле прибыль, которую получают российские компании за рубежом, и которую они затем реинвестируют в свои иностранные активы. Вторая четверть это деньги, которые российские филиалы иностранных банков ссужают своим материнским компаниям за границей. И еще большой кусок это долговые выплаты российских компаний своим зарубежным кредиторам.
«Что касается оттока капитала, то такое же количество денежных средств покинуло страну и в 2007 году, - говорит Клемент. – Но тогда больше иностранных денег приходило, и поэтому в итоге получался нулевой баланс. Изменение состоит не в том, что русские вывозят деньги в оффшоры, а в том, что иностранцы прекратили завозить их в Россию».
Бегство капитала превратится в реальную экономическую проблему лишь в том случае, если профицит валютного счета слишком сильно сократится. Тогда появится необходимость доставать деньги за рубежом, чтобы заполнить брешь.
Инвестиции
Фиксированные капиталовложения в России во второй половине 2012 года резко сократились, а в ноябре даже дали отрицательные показатели. Однако инвестиции снизились во всех странах БРИК, и по сравнению с остальными Россия пострадала меньше.
Несмотря на мощный старт в начале года (увеличение на 16,6% в первом квартале 2012 года в годовом исчислении), во второй половине 2012 года капитальные вложения резко притормозили. В сентябре рост инвестиций перешел в зону со знаком минус (-1,3% в годовом исчислении), и такое случилось впервые с начала 2011 года, когда сокращение стало следствием резкого увеличения ставки налога по социальному обеспечению. То, что произойдет с инвестициями в 2013 году, станет ключевым фактором для итогов года. И здесь мнения аналитиков расходятся. Goldman Sachs ожидает значительного роста инвестиций, а Danske Bank заявляет, что изменения будут незначительными.
Мы в bne считаем, что шансов на существенное увеличение долгосрочных инвестиций немало, и тому есть несколько причин. Во-первых, государство снова начнет вкладывать деньги. В середине 2012 года Кремль явно запаниковал, когда в Европе возникла перспектива краха, и начал запасаться деньгами. Действуя по той же логике, многие компании также притормозили свои инвестиционные планы, ожидая, когда прояснится ситуация в Европе.
С наступлением 2013 года кажется, что худшего в Европе удалось избежать, и поэтому инвестиционные планы можно запустить заново. Кремль занимался реализацией крупной программы инвестирования средств в инфраструктуру, а комментарии многих министров в конце 2012 года свидетельствуют о том, что на эти проекты зарезервированы сотни миллионов долларов.
В то же время, прямые иностранные инвестиции увеличиваются, поскольку европейские и международные компании все больше осознают, насколько огромен потребительский рынок в России. В 2011 и 2012 году уже было отмечено крупное продвижение в Россию ведущих транснациональных компаний, занимающихся производством пищевых продуктов. Начало этому процессу положила PepsiCo, купившая за 3 миллиарда долларов компанию молочной продукции «Вимм-Билль-Данн». Но с тех пор среди приходящих в Россию компаний появляется все больше производственных предприятий среднего масштаба.
Однако российским компаниям понадобится увеличить темпы роста, чтобы иметь возможность финансировать эти инвестиции. Рост капиталовложений замедлился из-за сокращения корпоративных доходов и оттока капиталов, и около 60% капиталовложений корпорации по-прежнему выделяют сами.
Когда 2012 год подошел к концу, появились четкие признаки того, что инвестиции увеличиваются в связи с общим выздоровлением мировой экономики. Строительство и производство цемента пошли в рост; индекс деловой активности в промышленности за последние три месяца текущего года поднялся до 52,6%, существенно превысив неизменный показатель в 50%; а контейнерные и железнодорожные грузовые перевозки увеличились более чем на десять процентов (ближе к 15%). 2012 год был неспокойным, и многие инвестиционные проекты в этом году были отложены. Но в 2013-м их реализация может начаться снова, что повысит импульс силы.
В конце 2012 года капиталовложения составляли менее 20% ВВП, а экономисты говорят, что для обеспечения устойчивого и долговременного роста они должны вырасти до 30%. Поскольку корпоративный сектор с неохотой вкладывает средства, деньги в настоящее время должно обеспечить государство, что оно и делает. Государство приступило к реализации масштабной программы инвестиций в инфраструктуру, надеясь на то, что это станет «мультипликатором» экономического роста и подтолкнет компании к наращиванию капиталовложений. Однако в этой сфере экономической деятельности лидирует по-прежнему государство.
«России необходимо существенно увеличить долю инвестиций в общем объеме ВВП (до 28-30%), чтобы усовершенствовать свою инфраструктуру. А для этого ежегодно потребуется около 200 миллиардов долларов дополнительных капиталовложений. Резкого увеличения инвестиций можно добиться лишь в том случае, если на смену оттоку капитала, объем которого за 2012 год мы прогнозируем в пределах 75-80 миллиардов долларов, а за 2013 в рамках 50-60 миллиардов, придет приток капитала. В то же время, доля прямых иностранных инвестиций в Россию остается незначительной. Если судить по данным платежных балансов, то не-банковский сектор России в 2011 году получил 47 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций (2,5% ВВП), а на 2012 год мы даем прогноз в 45-50 миллиардов», - отмечают аналитики из Уралсиба.