Мы все можем спать спокойно. Конец света не случится ни 20 декабря 2012, ни в течение еще 4-х с половиной миллиардов лет. Так сказал Владимир Путин. Тем не менее, коллективный невроз, порожденный окончанием календаря майя, успел обогатить производителей свечей, спичек, соли и фонарей в некоторых частях России. Хотя, как заметил один психиатр, обычные повседневные события бывают страшнее Армагеддона.
Возьмем, скажем, поддержанный Путиным запрет на усыновление американцами российских детей. Эта мера была названа в честь ужасного случая с русским ребенком, который умер в Виргинии от теплового удара после того, как американский приемный отец оставил его в машине на девять часов. Однако приняли эту меру не из стремления защитить сирот, а из злости. Это стало одной из реакций на подписание Бараком Обамой закона, названного в честь российского юриста Сергея Магнитского, который попытался разоблачить чиновничью налоговую аферу и в результате умер в тюрьме. Закон Магнитского требует от американской администрации составить список российских граждан, обвиняемых в нарушении прав человека, в том числе - причастных к делу Магнитского, и запретить им въезд в США. Он адресно направлен против конкретных чиновников и бьет их по уязвимым местам, лишая нарушителей прав человека доступа к их роскошным квартирам и солидным банковским счетам в Нью-Джерси. Многие не без основания считают, что такой же шаг должен быть предпринят в Лондоне, величайшем мировом центре отмывания денег.
Г-н Обама долгое время выступал против «закона Магнитского», утверждая, что он слишком политизирован, и что национальным интересам США больше соответствует сохранение политики «перезагрузки». Теперь он, хотя и неохотно, был вынужден от нее отказаться. Президент, возможно, проявил излишнюю наивность, возложив свои надежды на Дмитрия Медведева – человека, который многих разочаровал. Сейчас политическая звезда г-на Медведева закатилась, а на демократические реформы при г-не Путине Вашингтон больше не рассчитывает. Таким образом, нас в дальнейшем ждет более традиционный подход с жестким торгом по отдельным вопросам. Отношения России с Евросоюзом также ухудшаются, увязая в бесконечных спорах о визах, торговле и энергоносителях. Обстановку на встрече г-на Путина с лидерами ЕС дополнительно обострит принятое Европейским парламентом требование прекратить политически мотивированные преследования, аресты и задержания.
Г-н Путин может не обращать на все это внимания. Если он в среду более 4-х часов держал под контролем аудиторию из более чем тысячи журналистов, собравшихся в московском конференц-зале, он без сомнения сумеет себя убедить, что он сможет удержаться у руля еще на десятилетие. Однако он сам сделал себя заложником удачи. Случится еще один «Курск», еще одна катастрофа национального масштаба – и его позиции ослабнут. Они уже слабеют.