Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обратная сторона феминизма – она справится?

© REUTERS / Noah Berger/FilesМарисса Майер
Марисса Майер
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ничто не вызывает такой раскол в женской части общества, как успешные женщины: десятилетиями они борются за равноправие с мужчинами в вопросах построения карьеры и стараются совместить ее с семейной жизнью. Но как только находится такая, которой удалось пробиться на самый верх служебной лестницы, сразу находятся многие дамы, высказывающиеся по этому поводу весьма скептически.

 

Ничто не вызывает такой раскол в женской части общества, как успешные женщины: десятилетиями они борются за равноправие с мужчинами в вопросах построения карьеры и стараются совместить ее с семейной жизнью. Но как только находится такая, которой удалось пробиться на самый верх служебной лестницы, сразу находятся многие дамы, высказывающиеся по этому поводу весьма скептически.

 

Круги под глазами выглядели бы, наверное, более гармонично. Так же, как и жировая складка на талии, впопыхах надетые разноцветные чулки, пятно на блузке и мало ли что еще. Вместо этого Марисса Майер была стройна и подтянута, как никогда, и просто сияла в телекамеру при своем первом появлении на публике после рождения сына-первенца. И добавила еще: «Ребенок? Это было легко!» Какой ужас!

 

Женщины по всей Америке, да и по всему миру, не могли пропустить мимо ушей новость, что Майер встанет во главе интернет-концерна Yahoo и где-то осенью, практически между двумя заседаниями совета директоров, родит своего первого ребенка. «Как ей это удастся?!», спрашивали себя тогда многие матери, у которых в памяти о первых месяцах материнства остались, в первую очередь, сползающие с плеч бюстгальтеры для кормления, часы тренировок с гимнастическим мячом и хронический недосып. А Майер с этим как-то справляется – и тем большее неприятие это вызывает у них.

 

Настоящая буря поднялась во Всемирной паутине, когда Майер дала свое первое интервью после родов. Она что, не могла, по крайней мере, не высовываться? – вопрошали феминистки, матери и принципиальные противницы материнства, как будто речь шла не о ребенке главы Yahoo, а об их собственном. Невозможно себе представить, что нашлась хотя бы одна женщина, не имевшая своего мнения по поводу факта, что сын Майер кричит и мешает своей маме если уж не принять душ, то уж точно работать на компьютере. Хотя кто знает, как у нее там все обстоит на самом деле?

 

Похоже, ничто не вызывает такой раскол среди женщин, как успешные женщины. И вообще, женщины, живущие по-другому, нежели все остальные. Урсула фон дер Ляйен? Федеральный министр, у которой семеро детей, и она еще находит в себе силы улыбаться… Ну да, конечно, у нее же есть несколько домработниц. Юлия Йекель? Первая женщина-член правления издательского дома Gruner+Jahr, мать маленьких близнецов и жена бывшего телеведущего Ульриха Виккерта. Но позвольте, она же еще пока ничего не добилась! Мария Фуртвенглер? Актриса, врач (иногда даже врач без границ), воплощение красоты, мать. Жена издателя Хуберта Бурды. Ей-то зачем понадобилось так выпендриваться? Хилари Клинтон? Министр иностранных дел США и, возможно, будущий кандидат в президенты на выборах 2016 года, жена бывшего президента Билла Клинтона. А ей-то, вообще, ведомы хоть какие-то чувства, или ей в жизни нужна только власть? Список можно продолжить…

 

«Может быть, мы с удовольствием представляем себе сильных женщин, но при этом недолюбливаем их?» - спрашивает американская писательница и профессор журналистики Кэти Ройфе и своем эссе под названием „Elect Sister Frigidaire“, посвященном странной антипатии многих женщин к Хиллари Клинтон. Как страстно они возмущаются разницей в зарплатах с мужчинами и требуют равных возможностей продвижения по карьерной лестнице! Но как только находится одна такая, забирающаяся на самую вершину, многим это становится не по нраву.

 

Вместо того, чтобы порадоваться за других и самим стремиться к большему, многие воспринимают чужой успех как прямую атаку на собственную жизненную модель, для которой они легко находят все новые и новые оправдания. Эффект усиливается, когда люди, считавшиеся образцом для подражания, имеют успех не только в карьере, но и в семейной жизни, да еще к тому же хороши собой. А матерям, имеющим постоянную работу и общающимся с себе подобными, да еще угощающим их собственноручно испеченными пирогами, надо быть готовыми противостоять критическим взглядам коллег. Желательно при этом еще мило улыбаться. 

 

Поляризация женского сообщества означает, однако, также, что есть и обратный эффект: женщины, добившиеся успеха, добиваются уважения других женщин просто благодаря своей принадлежности к прекрасному полу. Так же, как президент США Барак Обама получил множество дополнительных голосов благодаря своему цвету кожи, а многие женщины голосуют за Ангелу Меркель, потому что она женщина. Если на следующих выборах ХДС выдвинет кандидата-мужчину, а от СДПГ претендовать на пост канцлера будет Ханнелоре Крафт, то результаты выборов могут оказаться диаметрально противоположными. Солидарные женщины выплескивают свой восторг в интернет и восхищаются тем, что в американском штате Нью-Гэмпшир все важные посты скоро займут женщины. 

 

Можно было бы подумать, что эта идентификация отчасти относится ко всем людям и не имеет гендерной специфики. Но на самом деле женщины и мужчины «тикают» по-разному, когда речь заходит о признании статуса и иерархии. Согласно гендерной теории, не секрет, что мужчины не испытывают проблем с иерархией. Напротив, они с удовольствием выстраивают ее – неважно, молодые ребята на футбольном поле или пожилые мужчины в совете директоров. Но когда иерархия уже выстроена, они обычно легко принимают ее такой, какая она есть. Об этом свидетельствуют порядок мест за переговорным столом, их выступления на заседаниях, жесты, а также символы статуса. В таких случаях мужчин ничто не может удержать от борьбы за лучшую позицию. Как правило, им это удается, и они стремятся за своим вожаком и подражают ему. В конце концов, им совершенно не нужно скрывать собственный статус, в случае, если у них получилось пробиться на самый верх.

 

Из результатов исследования играющих детей известно, что женщины ведут себя совсем по-другому. Они более склонны принижать собственный статус, чтобы дать возможность всем желающим включиться в игру. Их целью, как правило, является не соревнование, а объединение. Поэтому среди маленьких девочек дурочкой обычно объявляется та, что с удовольствием показывает то, как она сообразительна, находчива и хороша собой. Успешные женщины когда-то давно успели уяснить себе, что глупо скрывать собственные достоинства только для того, чтобы тебя любили другие женщины. В результате их не любят. Если одна выбивается из группы, то солидарность на этом заканчивается. Мужчины с удовольствием и ехидством говорят в таких случаях о «войне между дурами». Очень жаль.

 

Чего могли бы добиться женщины сегодня, если бы они разок-другой не отказались от борьбы за власть в неподходящий момент в неподходящем месте? Вместо того, чтобы давно уже бороться за равные зарплаты, права опеки над детьми и более равномерное распределение семейных обязанностей, в женской среде годами велась дискуссия о том, могут ли феминистки любить мужчин, носить платья с декольте и сидеть дома с детьми. Многие женщины по этой причине отказались заводить детей. И эта дискуссия продолжается до сих пор. Недавно на жену бывшего французского президента Карлу Бруни в интернете были вылиты тонны грязи, когда она призналась в интервью, что она не феминистка, потому что ей нравится семейная жизнь. Позже ей пришлось взять свои слова обратно. 

 

Поэтому советники по построению карьеры рекомендуют женщинам: тот, кто хочет способствовать продвижению женщин в своей фирме, тот должен отзываться о своих коллегах-женщинах положительно – тем более, что сами они себя почти никогда не хвалят. И вместо того, чтобы поднимать шум по поводу большого семейства министра Ляйен или якобы тихого-спокойного сынишки Мариссы Майер, лучше было бы признать, что обе они кое-чего добились. Что их самое большое достижение, возможно, заключается в  способности не обращать внимания на бессонные ночи и домашние хлопоты – это называется профессионализмом. А еще они молодцы, потому что на некоторые жизненные моменты смотрят довольно спокойно. Способность таким образом воспринимать себя и окружающих, определенно, не помешала бы многим женщинам.