Брюссель – Между российским президентом Владимиром Путиным и его коллегами из Евросоюза возникли разногласия по поводу энергетического сотрудничества во время саммита, который не принес практически никаких результатов в вопросах экономических связей и решения торговых конфликтов.
Г-н Путин и два президента Евросоюза, Херман ван Ромпей и Жосе Мануэль Баррозу, на этот раз попытались избежать публичных споров, которые омрачали их прошлые встречи. Г-н Путин заявил, что между двумя сторонами нет никаких конфликтов, а г-н Баррозу приветствовал «насыщенные, интенсивные» переговоры по целому ряду вопросов.
Однако во время саммита не было подписано ни одного договора, и сторонам не удалось уладить разногласия даже по таким несложным пунктам, как пересмотр визового соглашения, которое позволило бы упростить процесс получения виз для определенных категорий российских граждан, желающих провести время в странах Евросоюза.
За последние несколько лет объемы двусторонней торговли между двумя европейскими гигантами снова выросли, а в отношениях между ними наступила оттепель, которой не было со времен вторжения России в Грузию в 2008 году и смерти Сергея Магнитского в московской тюрьме в 2009-м.
Долгое время Россия высказывала свое недовольство правилами Евросоюза в области энергетики, которые подразумевают дробление акций гигантских энергетических компаний. Москва также протестовала против принятого в сентябре решения антимонопольного комитета ЕС о начале расследования в отношении государственной энергетической компании «Газпром», которая подозревается в попытке отгородить рынок на востоке Европы от других продавцов.
Со своей стороны Евросоюз пригрозил подать жалобу на Россию в комиссию по урегулированию конфликтов Всемирной торговой организации в связи с установлением пошлин на импорт и другими нарушениями норм ВТО. Россия официально стала членом ВТО в августе 2012 года.
Европейские чиновники также обвинили Москву в том, что она помешала попыткам изолировать президента Сирии Башара аль-Асада, а также высказали свою озабоченность политическими процессами, которые проходят в России с момента возвращения г-на Путина на пост президента страны, включая принятие закона об ограничении права на протесты и усиление контроля над неправительственными организациями.
После неофициального обеда в четверг переговоры пятничного саммита продлились всего три часа. На пресс-конференции по его завершении лидеры стран обошли молчанием торговые споры, а г-н ван Ромпей лишь вскользь упомянул об обеспокоенности государств-членов ЕС ситуацией с нарушением прав человека в России.
Тем не менее, ближе к концу пресс-конференции прежние трения между г-ном Путиным и чиновниками Евросоюза вновь всплыли на поверхность. В тот момент, когда один из официальных лиц ЕС уже был готов завершить пресс-конференцию, г-н Путин вмешался, чтобы ответить на пятиминутную речь г-на Баррозу, касавшуюся энергетической и визовой политики ЕС.
Наклонившись в сторону репортеров и слегка постукивая по стеклянной кафедре пальцем, г-н Путин потребовал дать ему возможность ответить.
«Одну секунду, - сказал он, и на его обычно каменном лице появилась ироничная улыбка, - мой давний друг [г-н Баррозу] так долго объяснял тут, так как знал, что он не прав».
Г-н Путин заявил, что энергетическая политика ЕС фактически вылилась в «конфискацию российских инвестиций в некоторых государствах ЕС», и добавил, что европейским лидерам не хватает «политической воли», чтобы заключить с Россией соглашение о безвизовом режиме.
Во время пресс-конференции г-н Путин упомянул о селективном подходе к ценовой политике со стороны Евросоюза, который жалуется на то, что «Газпром» привязал цены на газ к ценам на нефть, и молчит, когда другие европейские компании делают то же самое. По словам Баррозу, проблема здесь заключается в том, что «Газпром» использовал «свои господствующие позиции в некоторых частях нашего рынка».
Обе стороны пообещали достичь того, что г-н Баррозу назвал «прагматическими решениями» их разногласий.
Г-н Путин также заявил, что он не исключает возможности того, что Россия примет участие в попытках помочь стабилизировать экономическую и финансовую ситуацию на Кипре. Обе стороны также пообещали, что они продолжат работать над новым экономическим и торговым соглашением.
Г-н ван Ромпей постарался преуменьшить масштабы разногласий между сторонами по поводу ситуации в Сирии. «Мы пришли к согласию в том, что необходимо срочно положить конец сражениям. Мы также пришли к согласию в том, чтобы продолжить оказывать поддержку» специальному представителю ООН в Сирии Лахдару Брахими (Lakhdar Brahimi)».
Г-н Путин заявил, что он хочет избежать хаоса в Сирии. Однако в качестве намека на то, что Россия не держится за г-на Асада, он добавил, что его правительство хочет, чтобы в Сирии установился «демократический режим»