Россия и Китай кажутся очень разными странами. Первая - это псевдодемократия с экономикой, основанной на экспорте полезных ископаемых, вторая – однопартийное государство и мировая производственная сверхдержава. Но обе они страдают от несбалансированности экономики, а влиятельные круги в этих странах пытаются воспрепятствовать проведению реформ, которые могли бы обеспечить такой баланс.
Россия зависит от нефти и газа, которые обеспечивают доходы государству и почти 70% экспортной выручки. Если государство ослабит свой контроль над экономикой и допустит существование более независимой судебной системы, туда пойдут иностранные инвестиции, а коррупция станет сокращаться. Такого рода перемены приведут к росту производства и услуг.
Экономика Китая намного более диверсифицирована, но и она нуждается в балансировке. Потребление там составляет всего треть ВВП, или наполовину меньше, чем в Европе. Уровень капиталовложений необычайно высок и составляет почти 50% ВВП. Кредитная система действует таким образом, что граждане получают ничтожные проценты от своих накоплений, государственные предприятия берут кредиты под низкие проценты, а инвестиции в инфраструктуру и недвижимость всячески поощряются. Банки должны обслуживать потребности частного сектора, государственные предприятия должны меньше доминировать в экономике, а потребление должно расти быстрее капиталовложений. Как и в России, более четкое соблюдение норм права помогло бы такой балансировке в экономике.
Читайте также: Прогноз-2013 по России
Некоторые находящиеся у власти люди в обеих странах понимают, какие нужны реформы. Премьер-министр Дмитрий Медведев и часть его министров призывают освободить Россию от сырьевой зависимости. В Китае в обнародованном в 2011 году 12-м пятилетнем плане также звучит призыв к изменению баланса экономики. Такие же идеи излагаются в опубликованном в феврале Всемирным банком и одним государственным аналитическим центром докладе «Китай 2030», который получил одобрение у вступающего в должность премьер-министра Ли Кэцяна. Однако в 11-м пятилетнем плане, опубликованном в 2006 году, также звучал призыв к изменению баланса экономики, тем не менее, это не дало особого результата.
Существенные препятствия реформам в обеих странах чинят влиятельные круги с особыми правами и интересами. В России против такой перебалансировки выступают кланы из окружения президента Владимира Путина, а также бизнесмены, владеющие крупными ресурсными компаниями, и люди из руководства аппаратом безопасности. Перемены могут создать угрозу их власти и богатству. В Китае многие группировки в рядах коммунистической партии, ведущие государственные предприятия и истэблишмент из сферы безопасности точно так же держатся за доходы и привилегии, которые обеспечивает им нынешняя система.
В обеих странах в нынешнем году сменилось руководство, однако это не означает перемены к лучшему. После занятия президентской должности в мае месяце Путин избегает экономических и политических реформ. Когда мы встречались с ним в октябре в рамках заседания Валдайского клуба, мне показалось, что он удовлетворен состоянием экономики, а вот у реформаторов в системе власти настроение мрачное.
Также по теме: «Китайская модель» экономики - миф
Пока еще слишком рано судить о приоритетах нового Постоянного комитета из семи человек, который в ноябре пришел к власти в Китае. Хотя многие из его членов говорят на языке экономических реформ, и в стране запущена антикоррупционная кампания, все они кажутся консерваторами в плане политики.
В обеих странах в последние годы доступ к власти и финансовым ресурсам получило руководство системы безопасности – возможно, по той причине, что правители чувствуют себя недостаточно защищенными. Службы безопасности, причем - даже в некоторых западных странах, по определению не любят, когда их сдерживают рамки закона. В России и Китае они тесно связаны с системной коррупцией и с контролем над экономической рентой, и из-за этого враждебно относятся к изменению баланса в экономике и к соблюдению норм права, которое неотъемлемо от таких изменений.
Но если влиятельные круги в России и Китае будут противостоять реформам, они разрушат потенциал этих стран. Россия в отсутствие реформ будет очень сильно зависеть от изменений нефтяных цен. Даже если цены будут по-прежнему высоки, отказ от реформ будет способствовать оттоку из страны капитала и талантов. Рост в России уже замедлился до четырех процентов в год, хотя до финансового кризиса он составлял там 7-8 процентов. А без экономической перебалансировки долгосрочная тенденция будет понижающей.
В Китае его нынешняя экономическая модель также достигает пределов своей работоспособности. Если не осуществить реформы, экономика будет по-прежнему страдать от чрезмерных капиталовложений в тяжелую промышленность, в инфраструктуру и недвижимость, государственные предприятия будут отнимать средства у других отраслей экономики, а потребление будет расти недостаточно быстро, чтобы соответственно увеличивать вес легкой промышленности и сферы услуг.
Читайте также: Европа и российских регресс
Замедление темпов роста и увеличение безработицы может способствовать нарастанию недовольства и волнений в обеих странах. Другие страны БРИКС, такие, как Бразилия, Индия и Южная Африка, обладают вполне легитимной властью благодаря относительно свободным и честным выборам. Но это не относится ни к Китаю, ни к России, несмотря на недавнюю победу на выборах Путина и его вполне реальную популярность.
Главный источник легитимности российского и китайского режимов - это экономический рост, дающий повышение материального благосостояния и жизненного уровня. Но поскольку рост там сегодня замедляется и может затормозиться еще больше, если руководство откажется от изменения баланса, этим режимам понадобятся новые средства для обеспечения легитимности своей власти.
У них может возникнуть соблазн громче забить в барабаны национализма. На самом деле, Путин и покидающий свой пост председатель Ху Цзиньтао уже делают это. Путин наращивает антиамериканскую риторику, обвиняет иностранные государства в провоцировании демонстраций против его правления, а также ограничивает деятельность зарубежных некоммерческих организаций в России. А Китай за последние три года - и в этом году особенно - приводит в смятение Индию, Вьетнам и Японию своими все более напористыми действиями в давних территориальных спорах.
Запад должен надеяться на то, что российские и китайские руководители проявят смелость и начнут борьбу со своими привилегированными влиятельными кругами, продвигая серьезные реформы. В противном случае рост в России и Китае будет медленнее их возможностей, а это приведет к еще более ярому национализму. Западные страны, надеющиеся подключить их к решению глобальных проблем в сфере экономики и безопасности, обнаружат, что эти государства – довольно несговорчивые и упрямые партнеры.
Чарльз Грант - директор Центра европейской реформы (Center for European Reform).