Святой Николай, Господин Мороз или Белый Старик из Монголии... Этнолог Томас Хаусшильд объясняет парадоксальную экономику подарков в Рождественские праздники.
Wirtschaftswoche: Раньше ко мне приходил младенец Христос. А в последнее время у меня складывается впечатление, что его в значительной степени потеснил рождественский Дед Мороз.
Томас Хаусшильд: Отчасти это верно. Однако существует упрямая фракция сторонников младенца Христа в католической Баварии. У меня многие радиостанции брали интервью по поводу моей книги «Рождественский Дед Мороз. Правдивая история» (Weihnachtsmann. Die wahre Geschichte), но среди них не было ни одной баварской. Они считают, что все происходящее не имеет к ним никакого отношения. Это странно, так как младенец Христос изначально является протестантским изобретением, и сделано это было для того, чтобы противопоставить католическим обрядам, связанным со святым Николаем, нечто более ориентированное на Библию и Рождество Господа. Младенец Христос появился в XVI веке рядом с Лютером.
Позднее, в XIX веке ситуация меняется. Младенец Христос становится основополагающим элементом католических рождественских обычаев. Младенец Христос и святой Николай, или рождественский Дед Мороз, превращаются в конкурентов. С одной стороны, грубоватый даритель подарков, а с другой - нежный ребенок, который является Светом Миру. Yо младенец Христос находился тогда на вторых ролях и впоследствии так и не смог занять основную позицию.
- Вытеснение младенца Христа в Германии, конечно же, связано с культурной гегемонией Америки с ее Санта-Клаусом.
- Несомненно. Немецкий Дед Мороз сросся с Санта-Клаусом. Но традиция, связанная с Санта-Клаусом, моложе, и на нее большое влияние оказал скандинавский фольклор – именно поэтому в сани Деда Мороза впряжены олени. Культы Санта-Клауса и Деда Мороза смешиваются друг с другом и вместе распространяются. Рост популярности Деда Мороза в Германии после 1920-х годов связан также с американским Санта-Клаусом.
- Дед Мороз и святой Николай - это одно и то же лицо?
- Дед Мороз «вышел» из святого Николая. И это произошло в первую очередь в протестантских районах, где он воспринимался как противоположность католическому святому Николаю. В немецкоговорящем пространстве в педагогическую фигуру слились святой Николай и Кнехт Рупрехт (Knecht Ruprecht), а затем к ним присоединился младенец Христос как более мягкий аналог. После этого они встречаются с Санта-Клаусом, который также является мутацией святого Николая. Известно, что создатель Санта-Клауса в Соединенных Штатах кое-что знал о немецком рождественском Деде Морозе. И этот Санта-Клаус впоследствии, прежде всего с помощью американских фильмов, был реимпортирован в Германию, где у него быстро возникла связь с местным рождественским Дедом Морозом.
- Почему рождественский Дед Мороз приходит зимой, а не летом?
- Христианские сроки Рождества впервые возникли тогда, когда христианство стало государственной религией в Римской империи и был унаследован римский культ солнцестояния. Этот государственный культ, встроенный в христианство, а также новая интерпретация солнцестояния как рождения Света Миру, Великой Надежды, то есть Иисуса Христа, находится в теснейшей связи с зимними обычаями, порождающими подобные ассоциации. Все это праздники света, во время которых человек принимает пищу, делится с другими продуктами питания, раздает подарки самым незащищенным членам общества, надеется на приход весны и на возрождение.
- А как сюда попал святой Николай – епископ, живший в IV веке в городе Мира, расположенном в Малой Азии?
- Он - святой, оказывающий помощь слабым. Жизнь святого Николая часто воспроизводилась в средневековых городах. Эта фигура использовалась в имитационных обычаях для того, чтобы поддержать права бедных детей на получение части зимних запасов. Таким образом святой Николай выполнял также экономическую и политическую функцию, сдерживая социальные волнения. Нам это представляется чем-то весьма чуждым. Но мы не должны забывать, что даже в ГДР после суровых зим отмечались проблемы со снабжением. Это во многом способствовало развалу государства. Кризисы снабжения возможны и сегодня. Обратите внимание на слабое энергетическое снабжение в Соединенных Штатах.
- То есть, подарки святой Николай - он же рождественский Дед Мороз - стал приносить с самого начала. Означает ли это, что он не подвергся насилию со стороны общества потребления?
- Наоборот. Подобные ритуалы создали дополнительные стимулы для индустрии потребления. Санта Клаус не был изобретен рекламщиками из компании Coca-Cola в 1931 году, и это должно быть предельно ясно. Он появился значительно раньше - в 1820-е годы. Вскоре после образования Соединенных Штатов среди непротестантских иммигрантов, которые были очень бедны, часто возникали беспорядки, и вызваны они были в том числе идеями, связанными со святым Николаем. Люди собирались вместе и докучали протестантским верхним слоям общества – переодевшись, они проникали в их дома, приставали к женщинам, выпивали спиртное. Для противодействия подобным инцидентам был придуман подходящий обычай. Был предложен персонаж, который только в воображении проникает в дома других людей через печную трубу, но ничего не ворует, а даже наоборот - что-то приносит с собой. Скромные пожертвования низшим слоям общества были заменены дарением подарков своим собственным детям. В этом смысле Санта Клаус является парадоксальной фигурой, поскольку он добровольно приносит подарки. К этой парадоксальности следует относиться очень серьезно. Не следует недооценивать экономику благотворительности. Ведь капитализм на самом деле еще очень молод. 200 лет – ничто с точки зрения истории. Экономика дарения была первоначально значительно более важной: человек просто отдавал и надеялся на то, что и он что-то получит. Это полная противоположность рынку.
- Почему рождественские обычаи без всяких проблем перенимаются в нехристианских странах, например, в Японии?
- Здесь нужно учитывать две вещи. Во-первых, христианский календарь утвердился во всем мире как деловой. У него есть окончание года, и оно находится очень близко к Рождеству, а также к зимним праздникам в других культурах. Возьмите, к примеру, буддийский праздник нового года. Распространение этого календаря, его карнавализация, связь с обменом подарками, а также рождественские западные идеи - все это происходит параллельно культу китайского Бога Долголетия и Белого Старца в Монголии, которого я упоминаю в моей книге. Зимние фигуры, ледяные фигуры с белой бородой и в высокой шапке. Это затворники, которые выходят из своих скитов и становятся такими людьми, как Заратустра у Ницше.
- Рождественский Дед Мороз, таким образом, пришел к нам из Малой Азии?
- Все рождественские обычаи пришли к нам с Востока, из Азии. Там рано возникла государственность и потребность в педагогических зимних обычаях, в которых государство делалось ответственным за то, чтобы народ смог пережить зиму. Существует основной азиатский элемент, который в какой-то момент был перенесен на святого Николая. Изначальная традиционная линия совершенно противоположна сегодняшнему Санта-Клаусу.
- Наши современные рождественские обычаи, например, рождественская елка, берут свое начало в XIX веке.
- В отдельных случаях рождественские елки существовали уже в 16-м веке. В период бидермейера, в начале XIX века, они распространялись очень быстро.
- Как раньше отмечали Рождество в Германии?
- Очень по-разному. Были такие районы, где отмечался только религиозный праздник. В других местах обычаи были сконцентрированы на продовольственных продуктах. Различного рода застолья, иногда общие, иногда в семейном кругу. Все эти региональные различия в обычаях постоянно вращаются вокруг одних и тех же вопросов: что может быть зеленым зимой, что может дать свет и тепло зимой, что мы можем поесть, кому и что мы подарим? В Азии все было именно так.
- Какое отношение имеет елка к Деду Морозу или к младенцу Христу?
- Елка важна, прежде всего, в рамках немецкой традиции. Поэтому некоторые считают, что здесь прослеживается связь с германским культом деревьев. Однако до сих пор это не удалось доказать. Освещенная рождественская елка является символом возрождения Христа или Света Миру. Это прослеживается во всевозможных местных вариантах. Примерно в 1830 году появляется фигура «Господина Мороза». Отсюда и возник грубоватый Старик. «Из дальнего леса пришел я», - написал поэт Теодор Шторм (Von drauß‘ vom Walde komm ich her, Theodor Storm). Господин Мороз воплощает собой ледяные силы природы, превращающиеся в добро. Он приносит с собой зеленое дерево.
- Что можно сказать о будущем рождественских праздников и связанных с ними обычаях?
- Зимняя заботливость - это не просто сентиментальная идея, так как она имеет отношение к зимним лишениям. И именно в этом и состоит будущее рождественских праздников и их фигур. В конечном итоге существует два сценария будущего. Либо мы совершаем энергетический переворот, и станет безразлично, насколько еще хватит ископаемых энергоносителей. Возможно, в результате будет создана настоящая цивилизация всеобщего благосостояния, распространяющаяся на весь мир. Но тогда возникнет вопрос, как будут сливаться мировые культуры? Какие у них будут шансы в общем будущем? Тогда будет важно поддерживать воспоминания о предыдущих периодах, включая ледниковый. В таком случае Рождество будет играть свою роль, основанную уже на истории климата. Есть и другой сценарий: ископаемые энергоносители постепенно заканчиваются, а использование альтернативных источников энергии не обеспечивает существующие потребности. Это может означать постепенное возвращение на более низкий технический уровень – к периоду бидермейера или еще дальше - в средние века. В таком случае рождественские обычаи будут играть большую роль. Так как у этого будущего общества вновь возникнут проблемы, связанные с тем, как преодолеть зимний кризис снабжения.
- В любом случае у Рождества - неплохие перспективы.
- Абсолютно. Дело в том, что оно может стать основой новой религии будущего, которая, возможно, будет в состоянии решить старую проблему: соединить вечное из области религии с конкретными жизненными условиями человека здесь и теперь, в мире, где холодно и где нужно думать о том, как пережить зиму.