Всем известно, что экономическая и геополитическая архитектура мира меняется чрезвычайно быстро. Такие крупные развивающиеся страны, как Индия, Бразилия, Индонезия и, прежде всего, Китай, заявили о себе резким экономическим подъёмом. В этом ряду близко стоит Россия. Кроме того, значительных успехов добились Мексика, Турция, Южная Африка. Большинство государств Юго-Восточной Азии в последние годы демонстрируют впечатляющие темпы роста экономического развития. Большая часть стран Латинской Америки также стали заметны с точки зрения темпов и качества развития своего экономического потенциала. Африканский регион становится площадкой роста и развития. В ряде африканских государств прогрессивное движение вперёд происходит особенно высокими темпами. При этом большинство стран Африки представляются новой многообещающей областью для инвестиций. В то же время государства, составляющие ядро Запада, испытывают период стагнации, а некоторых случаях, даже регресса, в особенности, после экономического и финансового кризиса, начавшегося ещё в 2008 году. Более того, нынешняя ситуация, по прошествии четырёх лет, не демонстрирует спада напряжения. А, например, в Японии снижение уровня роста наблюдается ещё более длительно время, чем у других стран Запада.
По прогнозам МВФ, в 2013 году темпы роста американской экономики достигнут 2%, а Японии и Великобритании – около 1%; экономика Еврозоны в лучшем случае останется на прежнем уровне. Правительство каждой из этих стран имеет возможность принять различного рода меры, чтобы предотвратить эти мрачные прогнозы, однако, им в любом случае придется принимать не самые приятные решения. Новые денежные вливания способны ускорить темпы восстановления экономик, но грозят появлением «пузырей» на рынках активов. Усиленное фискальное стимулирование может помочь оздоровлению, но при этом возникает риск роста государственного долга.
Введение свободной торговли, однако же, не потребует никаких затрат. Рецепт британских экспертов: некоторым государствам придется лишь выполнить некоторые формальности. Несмотря на то, что некоторые заинтересованные группы, например фермеры, будут отчаянно протестовать, в целом экономика только выиграет от снижения торговых барьеров, мешающих нормальному взаимодействию на международных рынках (пошлин, субсидий и бюрократических преград). Заработные платы работников вырастут на фоне снижения стоимости импортируемых товаров и услуг, расширятся рынки экспорта, производительность повысится по мере того, как положительный эффект свободной торговли достигнет всех отраслей экономики.
Надежду на преодоление международных торговых барьеров дают три потенциальные сделки: Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) – Договор о свободе торговле между странами Тихоокеанского бассейна, соглашение о свободной торговле между США и Европейским союзом, а также создание по-настоящему единого рынка услуг в Европе. Раньше принятие и воплощение на практике этих документов представлялось нереальным с политической точки зрения. Однако в нынешних реалиях это представляется почти выполнимым: ожидается, что в ближайшие пару лет в этом направлении будет достигнут значительный прогресс. Каждый из этих договоров должен повысить деловую уверенность и, как теперь считают эксперты, будет способствовать прогрессивному развитию. И как считают аналитики, если документы будут приняты одним пакетом, это будет серьёзно способствовать преобразованию будущего развитых стран.
В идеале, как считаю эксперты, крупное торговое соглашение должно носить глобальный характер, поскольку совершенно очевидно, что снятие барьеров для всех гораздо эффективнее снижения некоторых ограничений как на двустороннем, так и региональном уровнях. Однако на практике последний раунд всемирных переговоров о свободе торговли – Уругвайский раунд – состоялся ещё в 1994 году. Следующий же, Дохийский раунд, как совершенно очевидно, стагнирует. И, как уверены в Лондоне, вряд ли соглашение может быть найдено в Женеве – «к чему погонять мертвую лошадь?» Настало время работать там, где и коммерческие предприятия и политики реально заинтересованы в ведении активных и результативных переговоров. Речь идет о странах Тихоокеанского и Атлантического регионов.
Соглашение о ТТП уже находится в разработке. В переговорах участвуют одиннадцать стран Тихоокеанского региона: Мексика, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также США. Ожидается, что в следующем году к ним присоединится Южная Корея. В этой компании может оказаться и Япония, правда, как считают лондонские эксперты, при условии, что новый премьер-министр, Шиндзо Абе, серьезно настроен на повышение экономического потенциала своей страны. В том случае, если Южная Корея и Япония войдут в договор, то ТТП охватит около 30% всемирного рынка товаров и услуг. Новое Транс- тихоокеанское партнерство нацелено не только на снижение торговых пошлин: в его задачу входит разработка всеобщего свода правил, действующего в таких системообразующих областях как государственное регулирование, конкурентная политика и т.д. Аналитики прогнозируют, что реализация нового соглашения может способствовать росту ВВП всего региона более, чем на 1%.
Соглашение о ТТП все еще находится на стадии разработки, однако, эту идею активно продвигают европейские политики и даже, хотя и с некоторой осторожностью, – уходящий госсекретарь США Хиллари Клинтон. У соглашения существует много потенциальных плюсов: упорядочение системы поставок, повышение производительности благодаря упразднению пошлин, снижение нагрузки на бизнес путем гармонизации регулятивных норм (так, например, отпадет необходимость повторной сертификации в США автомобилей или медицинских препаратов, одобренных к использованию в Европе.) Одно только упразднение тарифов способно повысить ВВП Европы приблизительно на 0,4% и США на один процентный пункт.
Преимущества, очевидно, будут значительными, если эти соглашения эффективно повлияют на процессы либерализации, в частности, крупных быстроразвивающихся экономик. При этом, как подчёркивают эксперты, не следует принимать это как безусловный фактор. Существует риск, что документы - соглашение о ТТП и договор о свободной торговле между Европой и США -могут, в то же время спровоцировать и образование конкурирующих региональных блоков, главным образом, исключающих Китай. Эксперты, однако, считают, что и этого есть все возможности избежать, если переговорщики смогут гарантировать взаимосвязанность двух соглашений и обеспечить их открытость для других стран. Как считают наблюдатели, оба Договора должны строиться по единому образцу, избегать ненужных ограничительных предписаний, будь то в области капитального контроля или интеллектуальной собственности, и содержать правила, которым могли бы следовать такие страны как Китай или Индия. К стати, при этом, заметим, что о России не ни единого слова или упоминания.
Что касается внутренних рынков, целый ряд отраслей американской экономики страдает от излишнего бюрократизма. Ведущие эксперты издания Economist полагают, что президенту США Бараку Обаме пора обратить внимание на решение этой проблемы. При этом следует иметь в виду, что больше всего возможностей открывается для стран Европы. Единый европейский рынок по-прежнему не распространяется на сектор услуг, составляющий более 70% ВВП региона. Таможенные процедуры, например, создают неоправданные бюрократические проволочки и повышают стоимость 40% товаров, поставляемых в ЕС по морю. Железнодорожные компании в одной стране ЕС не могут обслуживать внутренние рейсы в другой. Онлайн-рынок является еще одной проблемой Евросоюза: сейчас жителям Европы проще делать онлайн-покупки из Америки, чем из соседних стран. В зависимости от количества снятых барьеров, рост ВВП Евросоюза может достигнуть или даже превысить 2,5%. Это известно всем европейским политикам, многие (за пределами Франции) лишь на словах признают идею расширения единого рынка. Настало время действовать.
Поддерживая свободную торговлю и открытые рынки, Запад научил мир развиваться. Остаётся главный и принципиальный вопрос: сработает ли британский рецепт в 2013 году?