Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Этот год оказался настоящей катастрофой для французского кино. Сейчас, когда о Жераре Депардье пишут на первых полосах газет, а министры всячески стремятся разжечь скандал вокруг его переезда за два километра от границы Франции, все забывают о кинематографе. Тем не менее, все так называемые «значимые» французские фильмы 2012 года провалились и принесли создателям миллионы евро убытков.

Этот год оказался настоящей катастрофой для французского кино. Сейчас, когда о Жераре Депардье пишут на первых полосах газет, а министры всячески стремятся разжечь скандал вокруг его переезда за два километра от границы Франции, принадлежности к которой он, по его словам, больше не ощущает, все забывают о кинематографе. Тем не менее, все так называемые «значимые» французские фильмы 2012 года провалились и принесли создателям миллионы евро убытков.

Не вышло ни одной картины, за исключением, может быть, «Имени» (Le Prénom), которая могла бы хоть как-то смягчить известный всем представителям киношной профессии факт: французский кинематограф все больше и больше полагается на субсидии. Даже те фильмы, что приносят лучшие кассовые сборы, на самом деле - потеря денег.  

Культурное исключение

Вывод напрашивается сам собой: фильмы слишком дороги. Франция занимает второе место после американских студий по стоимости съемок -  5,4 миллиона евро - при том, что средний бюджет независимого американского фильма составляет примерно 3 миллиона евро. Затраты на производство сохраняются на прежнем уровне, тогда как фильмов выходит все больше и больше, число посетителей кинотеатров стоит на месте, видеопрокат стремительно теряет позиции, а телезрители все чаще предпочитают реалити-шоу и сериалы. 

Читайте также: Депардье и правый патриотизм

Так откуда тогда взялись все эти страсти вокруг Депардье? Чем объяснить шумиху в СМИ и политике? Дело в том, что здесь речь идет, без сомнения, о скандале более общего порядка. Как нам известно, в нынешние времена очень любят частные случаи. Однако интересующий нас скандал выходит далеко за их границы. И носит системный характер. Удивительно, но наши министры просто умывают руки.  

Почему об этом так мало говорят в киношных кругах? Потому что нет ничего нового под солнцем? Потому что Делон, Холлидей и прочие ведут себя так уже очень давно? Так, например, Дани Бун (Dany Boon), этот певец Французской глубинки (что не мешает ему жить в Лос-Анжелесе), получает такие суммы, о которых Депардье остается только мечтать. 3,5 миллиона евро за фильм «Замуж на два дня» (Le Plan parfait), сборов от которого недостаточно даже для того, чтобы оплатить его гонорар! Миллион за несколько минут в «Астериксе», который просто вывел на новый уровень соотношение сборы/гонорары/время на экране…

Том Хэнкс и Холли Берри из фильма "Облачный атлас"


Чудо системы финансирования

Несмотря на последние неудачи, благодаря волшебной системе финансирования французского кино Дани Бун готовится приняться за новый фильм, на который он, как поговаривают, получит порядка 10 миллионов евро. Я не хочу, чтобы эта статья превращалась в некий обвинительный документ, и буду говорить лишь о тех, кто решил бежать от налогов. Однако среди левых возникает немало вопросов, и раздаются голоса с критикой несправедливости.

Но чем вообще актеры хуже спортсменов? Своей потенциально куда более длинной карьерой? Нет, настоящий скандал заключается в следующем: французские актеры обогащаются благодаря государственным деньгам и системе, которая защищает культурное исключение. Не считая пары десятков актеров в США и одного-двух человек в Китае, гонорары наших звезд первой и особенно второй величины представляют собой удивительное исключение с культурной точки зрения. 

Также по теме: Почему французы так любят насаживать головы элиты на копья?

Почему такие известные французские актеры, как Венсан Кассель (Vincent Cassel), Жан Рено (Jean Reno), Марион Котийяр (Marion Cotillard), Гад Эльмалех (Gad Elmaleh), Гийом Кане (Guillaume Canet), Одри Тоту (Audrey Tautou), Леа Сейду (Léa Seydoux) и другие, получают за роль во французском фильме, чей рынок ограничен национальными границами, от 500 тысяч до 2 миллионов евро, тогда как за участие в ориентированный на мировой рынок американской картине они довольствуются суммой от 50 тысяч до 200 тысяч евро? Почему, например, Венсан Кассель заработал 226 тысяч евро за роль в Черном Лебеде (Black Swan, 226 миллионов евро кассовых сборов в мире) и 1,5 миллиона за «Врага государства №1» (Mesrine, 22,6 миллиона евро мировых сборов). В десять раз меньше сборов, в пять раз больший гонорар - таков финансовый принцип французского кино.   
 
Известно ли вам, что Бенисио Дель Торо (Benicio Del Toro) получил за «Че» (Che) меньше, чем Франсуа-Ксавье Демезон (François-Xavier Demaison) за любую из своих ролей? Что Марилу Берри (Que Marilou Berry) заработала в «Круизе» (Croisière) втрое больше, чем Хоакин Феникс (Joaquin Phoenix) в грядущей картине Джеймса Грея (James Gray)? Что Филипп Лиоре (Philippe Lioret) получает вдвое больше Стивена Содерберга (Steven Soderbergh) и всемеро больше Джеймса Грея или Даррена Аронофски (Darren Aronofsky)? Зачем им что-то с этим делать?

И почему вдруг Депардье стал негодяем? Он вообще-то бесплатно снялся в «Мамонте» (Mammuth) и предложил сделать то же самое в «Стросс-Кане» (DSK) Феррары. Почему Венсан Кассель, который тратит свои деньги и силы на таких молодых талантов, как Ким Шапирон (Kim Chapiron) и Ромен Гавра (Romain Gavras), виновен в сложившейся ситуации больше системы? 

Финансовые неудачи

Национальный центр кинематографии и министр так и не дали никаких объяснений. Однако речь идет о субсидиях, которые получает французское кино как прямым (государственные каналы, выплаты, региональная помощь), так и косвенным (обязательства по инвестициям для частных каналов) образом. Вот почему все эти неудачи за 2012 год не вызвали какого-то волнения в профессии и не привлекли внимание прессы. Но посмотрите на цифры! В десятке лучших фильмов рентабельным оказался только один!

Читайте также: Успех франкоязычного кино в России


Да, сборы фильмов не так уж плохи: 6 миллионов для «Марсупилами», 4 миллиона для «Астерикса» и «Это правда, если я вру» (La Vérité si je mens), 3 миллиона для «Лордов» (Les Seigneurs), 2 миллиона для «Звезд 80-х» (Stars 80), миллион для «Любви на кончиках пальцев» (Populaire)… Все это не так плохо в абсолютных цифрах, и, может быть, общие суммы сборов в 2012 году будут не хуже, чем в 2011 году, когда на экраны вышел знаменитый «1+1» (Intouchables). Тем не менее, в финансовом плане эти картины - настоящий провал, так как их производство стоило гораздо дороже.

Актер Эдди Мерфи


«Астерикс» обошелся в 60 миллионов евро, что равняется бюджету фильма Тима Бертона (Tim Burton). В голове не укладывается… «Звезды 80-х» оказались дороже «Мальчишника в Вегасе» (The Hangover) и «Третьего лишнего» (Ted). Невероятно… А «Любовь на кончиках пальцев» переплюнула «Черного лебедя» и «Король говорит!» (The King’s Speech)! Причина этой ситуации, увы, кроется не в некомпетентности наших продюсеров, а в том, что американцы называют «above the line» (переоценка), в огромных гонорарах, которые превращают наши неизвестные за границей таланты в самых высокооплачиваемых в мире актеров.  
  
Но в чем тогда вообще смысл этих гонораров, если результаты не дают ощутимой финансовой прибыли? Они позволяют получить финансирование от телеканалов. «Черного лебедя» профинансировал рынок. Там не было никаких обязательств и субсидий: актер получил ровно столько, сколько он стоит - 226 тысяч евро. «Врагу государства №1» в свою очередь не удалось бы выжить без этого финансирования, в результате чего актер, по сути, держит в руках судьбу проекта в силу своей телевизионной ценности. И требует свой кусок пирога. И ему выплачивают 1-1,5 миллиона евро. Разве можно его в этом винить? Это означает, что он пожинает плоды своей известности на телевизионном рынке.

Также по теме: Эдди Мерфи - самый «переплачиваемый» актер Голливуда

На растерзание толпе

Так кто же должен «навести порядок» в системе? Актер под угрозой быть растерзанным толпой? Или Национальный центр кинематографии и министерство? Сейчас Франсуа Олланд требует от руководителей крупнейших предприятий урезать свои зарплаты. Так можем ли мы позволить «звездам» кино зарабатывать больше, чем они стоят на самом деле, причем, благодаря государственным деньгам, уникальной, исключительной системе финансирования? Разве нормально, что Даниэль Отей (Daniel Auteuil), четыре последних фильма которого обернулись сокрушительным финансовым провалом, продолжает получать по 1,5 миллиона евро за совместные картины с французским телевидением? 

Система поддержки французского кино выгодна лишь очень ограниченному меньшинству. Но это все равно не ведет к такому громкому скандалу, каким обернулся отъезд Жерара Депардье. Оставленные этой системой крошки затыкают рты тем, кто должен был бы подстегнуть объективный анализ. 

Решение может быть простым: давайте ограничим гонорары 400 тысячами евро на актера (может быть, чуть больше для режиссера) с долей в доходах в случае коммерческого успеха картины. И пусть Дани Бун получает свои 10 миллионов евро, если такова его настоящая рыночная стоимость. 

Так давайте же бороться с пороками нашей уникальной системы, чтобы она вернула себе качества , которые когда-то вызывали зависть во всем мире.

Венсан Мараваль (Vincent Maraval) -  продюсер, основатель компании Wild Bunch