Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Искусственные елки Геринга для Сталинграда

© РИА Новости Микоша / Перейти в фотобанкРазрушения в Сталинграде во время Великой Отечественной войны
Разрушения в Сталинграде во время Великой Отечественной войны
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Небольшое напоминание о родине захотел подарить Герман Геринг немецким солдатам в Сталинграде в канун Нового года. Глава немецкого люфтваффе приказал с середины декабря 1942 года доставлять самолетами в сталинградский котел небольшие искусственные елки, украшенные мишурой, золотыми звездочками и колокольчиками. Одна из тех елок стала главным экспонатом выставки музея в Дрездене.

Новый Военно-исторический музей бундесвера в Дрездене, проявляя мужество, посвящает свою первую большую специальную выставку решающему сражению в Сталинграде, которое таковым на самом деле не было. Небольшое напоминание о родине захотел подарить Герман Геринг немецким солдатам в Сталинграде в тот период времени, который в нормальных условиях считается лучшим в году. Поэтому глава немецкого люфтваффе приказал с середины декабря 1942 года доставлять самолетами в сталинградский котел небольшие искусственные елки, украшенные мишурой, золотыми звездочками и колокольчиками.

За несколько недель до этого второй человек в Третьем рейхе во всеуслышание заявил о том, что его транспортная авиация будет ежедневно доставлять более 500 тонн различных грузов для более чем 200 тысяч солдат и офицеров, попавших в окружение под Сталинградом. На самом деле больше 289 тонн в день доставлять туда так и не удалось, а иногда с самолетов сбрасывали только десятую часть от запланированных грузов. И, тем не менее, среди сброшенных предметов оказалась пара дюжин искусственных елок.

Теперь одна их них стала самым главным экспонатом первой большой специализированной выставки Военно-исторического музея бундесвера (MHM) в Дрездене. Его экспозиционные площади составляют более одного гектара - вот почему музей в Дрездене является одной из крупнейших экспозиционных площадок в мире, а концепция его работы выходит за рамки традиционных представлений о классических военных музеях. Но как раз подобного впечатления и намерены добиваться директор музея Маттиас Рогг (Matthias Rogg), научный руководитель Горх Пикен (Gorch Pieken) и куратор Йенс Венер (Jens Wehner) от этой, несомненно, достойной самого пристального внимания выставки, посвященной Сталинградской битве.

Ампутированная ступня как учебный экспонат

Для этого они вместе со своей командой отобрали примерно 600 экспонатов, позаимствовав их на время у частных владельцев. Естественно, оружие играет на этой выставке важную роль, как и форменная одежда. Есть там и такие известные экспонаты, как рисунок  «Сталинградская Мадонна» священника и медика Курта Ройбера (Kurt Reuber), который был начальником медицинской части попавшей в котел группировки. Оригинал этой открытки, который сегодня можно увидеть в Дрездене, обычно выставлен в мемориальной церкви кайзера Вильгельма в Берлине как своего рода призыв к миру.

Подобные, вполне ожидаемые вещи привлекают внимание посетителей, но там есть и более интересные экспонаты. Особое впечатление производит, например, ступня одного из солдат, которая была ампутирована из-за обморожения пятки. Предположительно речь идет о части тела одного из солдат, находившихся в Сталинграде. В 1943 году ампутированная ступня была соответствующим образом препарирована в мюнхенской Медицинской академии -  для дальнейшего использования в учебных целях. Висящая рядом шинель показывает, что большинство солдат и унтер-офицеров 6-ой армии вынуждены были бороться с лютым холодом на берегах Волги в одежде из достаточно тонкой материи.

Многие из этих вещей рассказывают свои собственные, иногда трогательные, а иногда ужасные истории. Сегодня все они выставлены на первом этаже бывшего здания арсенала саксонского королевства. Звездный американский архитектор Даниэль Либескинд (Daniel Libeskind) полностью перестроил в целом хорошо сохранившееся здание и превратил его в современный музей, который теперь производит сильное впечатление и как архитектурное сооружение.

Символ перелома в войне

Более полумиллиона посетителей смогли ознакомиться с постоянной выставкой, открытие которой состоялось в октябре 2011 года. Ее экспозиция полностью порывает с классическими традициями подобного рода выставок, характерными для Имперского военного музея в Лондоне или для Военно-исторического музея в Вене. В Дрездене также присутствует хронологический подход в презентации предметов, имеющих отношение к тысячелетней военной истории. Но помимо этого, есть и систематическая часть, в рамках которой война представлена как антропологическая константа, как феномен насилия, существующий в отношениях между людьми.

Посвященная Сталинградской битве выставка следует в этом отношении за постоянной экспозицией и выбирает новые пути. Так, например, Военно-исторический музей бундесвера в Дрездене разрушает сложившееся представление о решающем характере сражения на берегах Волги. «Для многих людей Сталинград и сегодня является символом коренного перелома в войне. Но можно с уверенностью говорить о том, что это не соответствует действительности. В психологическом отношении это был поворотный момент, но не в стратегическом плане», - подчеркивает Маттиас Рогг.

Полковник и доктор исторических наук Маттиас Рогг, проработавший много лет в Военно-историческом исследовательском управлении бундесвера в Потсдаме, вполне убедительно обосновывает свою точку зрения с помощью огромного 400-страничного каталога. Но он также пишет о том, почему это впечатление о поворотном моменте в войне будет сохраняться и после завершения работы этой выставки в новом Военно-историческом музее.

Борьба за общественное мнение

«Особое значение Сталинградской битвы связано с вниманием к ней средств массовой информации, с эмоциональной составляющей, а также с драматическим характером происходивших событий. Сражение за Сталинград уже на раннем этапе было стилизовано немецкой, а также советской стороной как решающая битва, которая ни в коем случае не может быть проиграна», - говорит специалист. Разгром 6-ой армии является «не единственным, но весьма показательным в военной истории примером того, как борьба за общественное мнение приобретает собственную динамику и поэтому сама уже может стать локомотивом событий».

При этом мифы и легенды часто вытесняют факты. С другой стороны, многие вещи даже спустя 70 лет продолжают оставаться невыясненными. Не существует даже точных данных о потерях с обеих сторон. С уверенностью можно говорить о том, что данные о 91 тысяче попавших в советский плен в феврале 1943 года немецких солдат и только о 6 тысячах вернувшихся в Германию, которые приводятся в бесчисленных справочных изданиях, являются неверными. На самом деле, тогда в плену оказались 110 тысяч солдат, из которых только 5 тысяч смогли вернуться на родину.

По сравнению с судьбами отдельных людей подобного рода расхождения не имеют большого значения. Однако существующие различия свидетельствуют о том, насколько неопределенным может быть все то, что мы, якобы, точно знаем о Сталинграде. Проходящая в Военно-историческом музее бундесвера в Дрездене выставка напоминает об этом своим посетителям, повышает их интерес к этой теме, и уже только поэтому ее стоит посетить и посмотреть.