Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Массовая трискаидекафобия

© РИА Новости Илья Питалев / Перейти в фотобанкПроизводство елочных игрушек
Производство елочных игрушек
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наступление этого нового года связывают с обострением трискаидекафобии, специфического страха перед числом 13. В свою очередь, страховые компании потирают руки. По их прогнозам, люди в целом станут куда более острожными и вместе с тем будут готовы раскошелиться на дополнительные страховые услуги.

Термин «трискаидекафобия», что в переводе с греческого означает «страх перед тринадцатью», вошел в употребление сто лет назад, когда население европейских стран и США готовилось к наступлению «неудачного» 1913 года. Впервые это заболевание описал американский психолог Айсадор Кориат (Isador Coriat), который вместе с другими «популярными» фобиями того времени, такими как боязнь поездов или одиночества, отнес его к психастеническим страхам или неврозам. «Часто паническая атака проходит на фоне тревоги, иногда разум затемняется, иногда возникает чувство отсутствия реальности», – описывал Кориат симптомы невроза, связанного с числом 13. 

 

Однако, вопреки пессимистичным ожиданиям, 1913-й стал едва ли не самым удачным годом для Старого континента. По мнению отдельных историков, именно страх перед числом 13 отсрочил мировую войну до следующего года – ни одна из великих держав не решилась объявить войну в «неудачный» год. Любопытно, что после Первой мировой войны трискаидекафобия, как и множество других страхов, основанных на суеверии, значительно ослабла в континентальной Европе, а былые позиции сохранила разве что в США, Великобритании и Ирландии. Психологи объясняют это тем, что суеверия лучше сохраняются в индивидуализированных обществах, тогда как в более коллективных и социально ориентированных они усилиями властей активно вытесняются из общественной жизни. Так, до сих пор в ряде американских высоток отсутствуют тринадцатые этажи, что было бы практически невозможно во Франции или Германии. 

 

Обострение массовой трискаидекафобии в связи с наступлением 2013 года зафиксировано в Великобритании. Согласно исследованию, проведенному по заказу британской страховой компаний, каждый пятый житель королевства намерен быть более осторожным в новом году. 11% респондентов признались, что весь год будут стараться всячески избегать числа 13 в любых ситуациях, чтобы не подвергать себя дополнительному риску. 3% британцев решили отказаться от бракосочетания, а 4% перенесут реализацию запланированных бизнес-проектов на более позднее время. По мнению аналитиков компании, ожидается, что число страховых случаев в 2013 году значительно уменьшится, поскольку люди будут в целом более осторожными. В то же время многие из них будут заинтересованы в приобретении дополнительных страховых услуг. 

 

Страх перед числом 13 овладел также и Ирландской ассоциацией автомобильной промышленности, которая безуспешно добивалась изменений в регистрационных номерах по образцу «13-А-12 345». Номер года «13» предлагалось изменить на номер первого полугодия «131», а затем второго «132». Идею поддержали и ряд известных политиков. «Есть люди, которые меняют автомобили каждые два, три или четыре года, – объяснял депутат ирландского парламента Майкл Хейли-Рэй (Michael Healy-Rae). – Из них могут быть те, которые хотели бы поменять машину в 2013 году, но теперь они подумают: ладно, подожду до следующего года». Некоторые комментаторы, реагируя на аргументы политика, с сарказмом отмечали, что если человек меняет машину каждые два-три года, то ему вряд ли помешает немного неудачи. 

 

После бурных дебатов правительство все же решило не вносить изменения, что, по мнению экспертов, могло бы усилить трискаидекафобию в ирландском обществе. «Я просто обожаю человечество, – пишет ирландский блогер Сайрил Батлер (Cyril Butler), комментируя бурные дебаты вокруг числа 13. – При помощи новейших технологий мы исследуем самые отдаленные уголки нашей галактики и в то же время боимся разбитых зеркал, страшных чисел и общаемся с воображаемыми друзьями».