Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сейчас для тех, кому недавно перевалило за 20, разговоры о том, что «все фотоаппараты были пленочными», кажутся делом давно минувших лет, не удивлюсь, если они вообще не умеют обращаться с подобными аппаратами. А ведь это не значит, что фотопленка ушла в прошлое и постепенно уступила свои позиции.

Сейчас для тех, кому недавно перевалило за 20, разговоры о том, что «все фотоаппараты были пленочными» ,кажутся делом давно минувших лет, не удивлюсь, если они вообще не умеют обращаться с подобными аппаратами. А ведь это не значит, что фотопленка ушла в прошлое и постепенно уступила свои позиции.


Впервые я обратил внимание на эту индустрию в 1995 году, в то время производители фотопленки были еще на подъеме. В городе можно было сдать катушку с пленкой, а магазинчиков, предлагающих услуги проявки и печати, было сколько душе угодно. Устаревшей модели приема и доставки (пленки массово доставлялись на фабрику, где проявлялись и печатались) эти магазинчики могли противопоставить возможность печати фотографии всего за несколько десятков минут в организованных на месте мини-лабораториях, где проявлялась пленка. Поэтому такие сетевые проявочные фотомастерские с акцентом на скорость получения снимков неожиданно оказались на вершине нового вида бизнеса.


Расцвет фотопленки


Компания Fujifilm запускает в продажу QuickSnap, этот экспресс-фотоаппарат ждал небывалый успех, в любом киоске возле станции можно было купить эту фотомыльницу с пленкой (продажи начались в 1986 г. - прим. пер.). Экспресс- фотографии и фотонаклейки тоже стали хитом, а ведь получается, что фотобум и положил конец эпохе фотопленки.


 А тем временем в кругах производителей фотопленки, рынок которой так существенно расширился, произошло потрясение. Компания Kodak обратилась с иском по 301 статье торгового законодательства США.


Иск был следующего содержания: «Компания Fujifilm прибрала к рукам четырех крупнейших дистрибьюторов в Японии и нечестным путем получила прибыль, благодаря чему существенно понизила цены и поставила в невыгодное положение иностранные компании». Фотопленка и бумага для печати - это очень прибыльный бизнес. Правительство США и Kodak были вынуждены открыть рынок. Кто мог тогда подумать, что спустя всего 5 лет после этого рынок начнет резко сокращаться, а через 10 лет весь пленочный бизнес окажется на грани вымирания.


Однако уже было понятно, что для пленки наступил поворотный момент. Символизировал его старт продаж в марте 1995 года и последующий успех цифровой камеры Casio QV-10. Вскоре за Casio последовали Ricoh, NEC, Apple и другие компании, которые выпустили на рынок цифровые фотокамеры с возможностью передачи данных на компьютер. Количество пикселей постепенно росло, приближалось время, когда фотопленка стала никому не нужна.


Хотя были попытки продлить жизнь пленке. В апреле 1996 года выходит на рынок последняя версия фотопленки формата APS (advanced photo system). Этот новый формат явился результатом политики продвижения пяти компаний во главе с Kodak, которая привлекла японские Nikon, Canon, Minolta и Fujifilm. Ширина пленки была уменьшена с 35 до 24 мм, а концы пленки, которые до этого вылезали, были спрятаны в удобную кассету.


В новый формат были также внесены цифровые элементы: на магнитном слое пленки стало возможным фиксировать условия съемки. Считав эти данные при проявке, печатная машина могла подобрать максимально подходящие настройки. В зависимости от фотоаппарата можно было даже записывать звук на магнитный слой.  Компании даже выпустили устройство, позволяющее передавать изображения из проявленной фотокассеты на компьютер. Можно назвать это гибридом аналоговых и цифровых устройств.


Появление фотопленки APS пришлось на пик распространения пленочной фотографии. APS, которую можно было легко извлечь из фотоаппарата, фактически сыграла свою роль в росте числа поклонников пленки. Но даже при этом сильное направление было уже определено. В апреле 1996 года в печати стали появляться статьи: «Редкий формат, обреченный еще до выхода в продажу», «Скорость перехода на цифру такая медленная, что даже мост, по которому все собирались к ней переходить, уже не нужен», - вспоминается, как активно Kodak выражал свой протест.


Возможно, Kodak правильно выбрал стратегию, для того чтобы удержать бизнес имеющей свои преимущества фотопленки и бумаги для фотопечати от исчезновения. Однако волна перехода к цифровым технологиям вмиг смыла APS. В результате, Kodak уже не смог остановить сокращение производства, а в январе этого года подал прошение по статье 11 Кодекса о банкротстве США.


Где логика производителей и частных компаний?


Если цепляться за устаревшее при постоянно меняющемся рынке, то можно сильно сдать свои позиции. Это касается не только сферы фотографии, неоднократно я видел своими глазами подобные вещи при составлении репортажей. Давайте вернемся в начало 2002 года и рассмотрим две ситуации, с которыми я столкнулся, когда я собирал материал о Sony.


Первая касалась телевизоров. Я помню, что сотрудник, отвечающий за направление телевизоров, продолжал продвигать телевизор «Grand Vega» с функцией проектора LCD. Он объяснял это тем, что «качество изображения ЖК и плазмы не очень хорошее. С точки зрения сочетания цены и размера экрана лучший вариант - это «Real Pro».


Еще один случай был с плеером Sony Walkman MD. В то время аудио подразделение Sony носилось с идеей каким-то образом распространить на США и Европу формат мини-дисков MD, которые продавались только в Японии. Я это отметил, ведь тогда в США пользовались другим способом прослушивания музыки: с помощью компьютера записывалось большое количество данных с музыкой на диск и уже его слушали вне дома. На что менеджер мне сказал: «Мини-диск меньше CD. Как раз сейчас у нас появился шанс ввести его в обращение за рубежом». Примерно в тот же период на рынке появился iPod Apple, в котором использовался жесткий диск для хранения данных, но, несмотря на это, разработчики Sony не обращали внимание на изменения на рынке.


И я совсем не занимаюсь сгущением красок. Про все это можно прочитать в статье «Контратака Sony» на 42-43 странице еженедельника Toyokeizai от 9 февраля 2002 года, где четко излагается стратегия Sony.


Kodak хотел продавать самый сильный продукт своей компании – фотопленку, что кончилось заблуждением при оценке рыночной ситуации. Sony тоже слишком высоко оценивала свои разработки: проекционную систему «Real Pro» и мини-диски, что привело к ошибочному взгляду компании на рынок.


Понимать-то мы понимаем…


В постоянно меняющихся рыночных условиях рождаются самые разные курьезные ситуации. Некоторые производители компьютеров утверждали следующее: «В Японии, в отличие от США, телефонный разъем для подключения выходит в коридор. Никто не будет пользоваться компьютером в прихожей, поэтому интернет не станет популярен».  Президент крупной звукозаписывающей компании полагал, что «музыка всегда продавалась в формате альбомов. Мы никогда не станем торговать треками в интернете, как какие-нибудь оптовики роз». А некий руководитель крупной телекоммуникационной компании с серьезным видом утверждал: «Смартфоны не будут популярны в Японии. Они для тех стран, которые отстали в поддержке данных, в Японии они не приживутся».


Даже смеяться не стану. По сей день существует много корпораций, которые сомневаются до последнего при переходе на новые технологии. Крупные газеты вкладывают все силы в поддержку сети продаж и подписчиков бумажной версии, при этом даже не пытаясь недорого продавать электронный вариант. Я бы порекомендовал делать двойную выручку и с бумажной, и с электронной версии газеты. И это не что иное как гибрид. Конечно, людям, занятым в бизнесе, отлично известно, что такие гибриды неэффективны. Дело в том, что как раз понимать-то они понимают, но...


Издательства столкнулись с похожей дилеммой. Они не могут сдавать книги в прокат, не могут продавать б/у книги, поэтому торговля электронными книгами для них становится весьма прибыльной перспективой. Казалось бы, найдено отличное решение, но при этом никто не занимается им всерьез. Остается только жаловаться на «привычку читать бумажные книги», которая ограничивает распространение дисплеев. Хоия вполне вероятно, что немало людей действительно верят в «преимущество бумажных книг».


Ведь бумажная книга — это поистине прекрасная вещь. Хотя если взглянуть с позиции потребителя, то решающим является удобство использования. Если показатель удобства понижается, то от старой привычки остается только избавиться, даже если это неприятно. Но все постоянно забывают о таком подходе.


Самый простой для понимания пример — это, пожалуй, скоростной поезд. После запуска скоростной линии поездов между Токио и Осакой все пассажиры, путешествующие между этими городами, пересели на «синкансен». Почему же так произошло? Одного объяснения, что была увеличена скорость, не достаточно. Ведь дело в том, что альтернативных электричек просто не стало.


Точно так же взаимосвязаны появление мобильных телефонов у большинства населения и уменьшение числа уличных телефонов-автоматов и телефонных карт. Если у вас не было мобильного телефона, то вы попадали в крайне затруднительную ситуацию. Может быть, есть и такие покупатели, которые были вынуждены сменить любимый пленочный фотоаппарат на цифровой, потому что проявочной фотомастерской по соседству не стало. Вот таким образом происходит обновление рынка в результате появления новой технологии. Рынок меняет направление, пока полностью не исчезнет устаревшая технология.


Книжных магазинов меньше - электронных книг больше


С книгами та же история: если закроется книжный магазин по соседству, то придется покупать книги в интернете. Купив книгу в интернете и сравнив цену с электронными книгами Kindle от Amazon и Reader от Sony, все больше и больше людей будут делать выбор в пользу последних. А если количество книжных магазинов будет сокращаться, то электронные книги неизбежно пойдут в рост, даже если их не удобно читать.


При сокращении числа заказов от издательств печатных фабрик тоже станет меньше, стоимость печати, переплета начнет расти. Дальновидные печатные компании, как когда-то Fujifilm, который резко перешел на цифру, перестанут принимать бумагу к печати. В конечном итоге велика возможность того, что книга когда-нибудь превратится в вещь для любителей.


Для решения судьбы гибридных автомобилей, которые продвигаются автостроительными гигантами, нужны не столько технологии, сколько правильный баланс в вопросе удобства. Сейчас никто не будет беспокоиться о поисках заправки с бензином, но если ситуация с инфраструктурой изменится, то вне зависимости от предпочтений останется только выбрать машину с электроприводом.


Когда-нибудь такое такое время настанет. И, конечно, все автопроизводители это прекрасно понимают. Но они рискуют сильно обжечься, если будут сидеть сложа руки, приговаривая: «понимать-то мы понимаем…»


Перевод выполнила Гостева Ирина.