Впервые ученые поняли, как определить возраст омара – надо посчитать годовые кольца, как у дерева. Никто не знает, сколько лет может прожить омар, хотя некоторые считают, что эти существа могут доживать до 100-летнего возраста.
Однако, если ученые смогут не просто угадывать, а точно определять возраст омаров и других ракообразных, они смогут точнее оценивать их численность и помогать тем, кто управляет этой прибыльной отраслью. Так считает Рауф Килада (Raouf Kilada), научный сотрудник Университета Нью Брунсвика (University of New Brunswick) и ведущий автор научной работы в этой области.
До сих пор ученые определяли возраст омаров по их размеру и другим параметрам. Однако, как утверждает Килада, сейчас уж известно, что у омаров и других ракообразных, таких как крабы и креветки, в специальных местах – внутри под панцирем – каждый год появляется новое годовое кольцо.
После выступления в минувший четверг на научной конференции в Портленде с докладом о результатах своего исследования, он сказал: «Вне всякого сомнения, наличие информации о возрасте поможет точнее оценивать промысловые ресурсы и обеспечивать устойчивое развитие и возобновляемость популяции».
Ученые уже умеют определять возраст рыбы по годовым кольцам, которые можно увидеть на кости, имеющейся во внутреннем ухе, возраст акулы по годовым кольцам на позвоночнике и возраст морского гребешка по годовым кольцам на его раковине.
Однако с ракообразными возникла проблема из-за отсутствия видимых постоянных участков роста. Было принято считать, что когда омар или другое ракообразное сбрасывает панцирь, они теряют при этом и все затвердевшие части туловища, на которых можно было бы увидеть годовые полосы или кольца.
В качестве объектов для своего исследования Килада и еще пятеро канадских ученых выбрали омара, краба-стригуна или опилио, глубоководную креветку и креветку под названием «шримс-медвежонок северный».
Они выяснили, что участки роста или годовые кольца находятся на глазном стебельке – своего рода ножке, с помощью которой глазное яблоко омара, краба и креветки присоединяется к туловищу. У омаров и крабов годовые кольца были обнаружены и в так называемых «желудочных жерновах» - частях желудка, в которых имеются специальные органы с тремя зубами, предназначенные для перемалывания пищи.
Чтобы обнаружить полосы роста или годовые полосы, ученые вырезали глазные стебельки и желудочные жернова, взяли из них образцы тканей и рассмотрели их под микроскопом.
С возрастом омары не теряют репродуктивной способности, функциональных способностей органов, и у них не появляются признаки старения. Однако никто не знает, до какого возраста омары могут дожить.
«Мы думали, что омары могут жить лет до ста, однако теперь с появлением новой методики определения их возраста у нас будет возможность провести исследование и все подтвердить документально», - говорит Боб Бэйер (Bob Bayer), исполнительный директор Института омаров при Университете штата Мэн (University of Maine's Lobster Institute).
Научная статья была опубликована в этом месяце в канадском журнале по гидробиологическим наукам и рыболовству (Canadian Journal of Fisheries and Aquatic Sciences) – солидном рецензируемом журнале, который издается с 1901 года в Оттаве, провинция Онтарио. Помимо доклада Килады, на конференции было представлено еще более 50 научных работ. В конференции приняли участие более 100 специалистов из США, Канады и Европы, которые занимаются изучением омаров.
Байер признает, что ученые впервые разработали метод, позволяющий непосредственно определять возраст ракообразных. «А пока мы определяем их возраст просто наугад», - признается он.
По словам Килады, в процессе исследований ему доводилось видеть особей омаров в возрасте 16-17 лет. По его мнению, в естественных условиях могут обитать и омары, достигшие 60 - 70-летнего возраста.
Как говорит Сьюзан Уэдди (Susan Waddy), специалист по изучению омаров из министерства по делам рыболовства и океанологии Канады, в ее лаборатории есть омары, которым уже больше 30 лет. Как она предполагает, омары могут жить до 40-50 лет.
«Мы знаем, что они не могут жить вечно», - говорит она.