Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Моллы, окончательно раскрывшие и выставившие напоказ секреты западного капитализма - с кафе быстрого питания, магазинами одежды, катками, центрами электроники и бытовой техники - буквально загипнотизировали российских покупателей, точно так же, как это было в США в 1960-е - 1980-е годы.

Москва – Покупатели, которым недостаточно 250 магазинов, могут отправиться на каток, посмотреть кино или даже прокатиться на карусели – и все это под одной крышей.

 

И хотя это очень похоже на Mall of America, этот торгово-развлекательный центр находится непосредственно за Московской кольцевой автодорогой, а вовсе не в Миннеаполисе.

 

«Мне кажется, что я попал в Диснейленд», - сказал Вартан Саркисов, покупатель с пакетом из магазина Adidas, прогуливаясь по моллу «Белая Дача».

 

Сегодня Россия известна уже не своими очередями за хлебом, а моллами. Сейчас это процветающий бизнес, который привлекает инвестиции из государственных инвестиционных фондов и банков с Уолл-Стрит: год назад компания Morgan Stanley вложила 1,1 миллиарда долларов в строительство молла в Санкт-Петербурге.

 

Молл «Вегас» был построен на окраине Москвы на участке земли, где прежде выращивались огурцы, и, по словам его владельцев, он обогнал по своей площади Mall of America, если не принимать в расчет парк развлечений площадью в 28 тысяч квадратных метров, который относится к территории американского молла.

 

Другой молл, расположенный на МКАД, одержал победу иного рода: в 2007 году торгово-развлекательный центр «Мега Теплый Стан» посетили 57 миллионов человек, что намного превышает ежегодное число посетителей Mall of America, которое составляет 40 миллионов человек.

 

В то время как американские моллы постепенно стареют и сокращают число вакансий, российские торгово-развлекательные центры вступают в возраст расцвета, подпитываемые нефтяным экспортом, который позволяет повышать россиянам зарплаты.

 

«В России снова наступил 1982 год», - сказал Ли Тимминс (Lee Timmins), представитель Hines, техасской группы компаний по торговле недвижимостью, которая открывает три молла в России, имея в виду период расцвета американских торгово-развлекательных центров. По его словам, россияне очень любят моллы.

 

Расцвет моллов является иллюстрацией к одной чрезвычайно важной современной тенденции в российской экономике. Рост числа посетителей моллов и пристальное внимание к ним со стороны банков с Уолл-Стрит стали признаком того, что средний класс, который вышел на акции протеста против Владимира Путина в Москве зимой прошлого года, превращается в мощную силу как в сфере политики, так и в сфере бизнеса.

 

Инвесторы, которые, вкладывая свои деньги, становятся лидерами новых течений, не хотят дожидаться нового раунда протестов: они уже делают ставку на формирование многочисленного класса состоятельных людей в России.

 

«За последние 10 лет Россия стала страной среднего класса, - отметил в своем интервью Чарльз Слейтер (Charles Slater), торговый аналитик Cushman & Wakefield, коммерческой консалтинговой компании в сфере недвижимости. – Что может быть лучше, чем целый день в закрытом, теплом помещении, где вам предлагают самые разнообразные услуги, такие как боулинг, кинотеатры и ресторанные дворики – то есть те вещи, которых у вас никогда не было в прошлом?»

 

По данным Международного совета по торговым центрам, нью-йоркской торговой ассоциации, в Москве сейчас насчитывается 82 молла, включая два молла, которые входят в список крупнейших в Европе. Оба они принадлежат Ikea Shopping Centers Russia, филиалу шведской мебельной компании, которая владеет 14 торговыми центрами в Москве. Однако для России моллы – это новшество: первый торгово-развлекательный центр в западном стиле открылся в 2000 году. В настоящее время они меняют владельцев, поскольку их создатели продают их институциональным инвесторам, таким как Morgan Stanley, впервые проливая свет на их баснословную стоимость.

 

В основе привлекательности моллов для инвесторов лежит рост доходов россиян, которому способствует политика, ориентированная на средний класс – по крайней мере, пока его протесты против режима президента Путина не начнут снова набирать обороты.

 

В России действует фиксированный подоходный налог, который составляет 13%. Большинство россиян являются собственниками жилья – наследие приватизации в постсоветский период – поэтому им не нужно платить арендную плату. Кроме того в России существует государственная система здравоохранения.

 

Поэтому совершенно неудивительно, что россияне превращаются в шопоголиков. Они тратят до 60% своих доходов на розничные покупки – в эту категорию входят также и продукты питания, как отмечает Jones Lang LaSalle, консалтинговая фирма в сфере недвижимости. На втором месте после России стоит Швеция, где на розничные покупки люди тратят 40% своих доходов. Для сравнения, немцы тратят на магазины всего 28% своей зарплаты.

 

Моллы, окончательно раскрывшие и выставившие напоказ секреты западного капитализма - с кафе быстрого питания, магазинами одежды, катками, центрами электроники и бытовой техники - буквально загипнотизировали российских покупателей, точно так же, как это было в США в 1960-е - 1980-е годы.

 

55-летняя Ольга Зайцева, которая приехала в торговый центр «Мега Белая Дача» со своей внучкой Анастасией, рассказала, что она бывает там каждые выходные, потому что там есть хорошая игровая зона для маленьких детей. «В такой холод трудно гулять на улице», - добавила она.

 

По ее словам, теперь во время походов по магазинам «мы покупаем вещи, которые нам нравятся, а не которые нам нужны».

 

Вскоре в России появится еще больше моллов. Автор эссе Джоан Дидион (Joan Didion), писавшая о моллах, когда они впервые появились в Южной Калифорнии в 1960-х годах, однажды заметила, что они были «пирамидами для времени расцвета». Это были своего рода города, «где люди не живут, а потребляют».

 

Неудивительно, что мегамолл, созданный для россиян, несколько отличается от идеализированной городской среды, которую предпочитают американцы, что объясняется результатами тщательного анализа потребительского поведения и предпочтений россиян.

 

В большинстве российских моллов роль якорного магазина выполняет гигантский продуктовый магазин, а не вещевые отделы. Россияне до сих пор прикладывают массу усилий, чтобы найти хороший продуктовый магазин рядом с домом. Поэтому вид длинных стеллажей, забитых до самого верха продуктами, несомненно, радует душу российских женщин, которым еще два десятилетия назад приходилось кормить детей консервированной морской капустой и порошковым молоком.

 

Москва, ставшая новой столицей моллов, по их совокупной площади, которая составляет 3 миллиона квадратных метров, обгоняет все крупные города Европы. 

 

И как будто в доказательство того, что Москва уже давно оставила в прошлом период трудностей и лишений, недавно она побила еще несколько рекордов мира торговых центров.

 

С 2007 по 2010 год «Мега Белая Дача» была самым большим моллом в России, пока ее не обошел «Вегас». Общая площадь «Вегаса» составляет около 390 тысяч квадратных метров – это больше, чем площадь Mall of America, если не считать парк развлечений Nickelodeon Universe.

 

«Это огромный мир, с множеством людей, - отметил Дэн Джаспер (Dan Jasper), представитель Mall of America. – Мне кажется замечательным то, что в России сейчас тоже строят такие центры».

 

Более того, сейчас готовится к открытию еще один рекордсмен. Площадь «Авия Парка» на северо-западе Москвы составит 465 тысяч квадратных метров, включая крытую парковку, что сделает его крупнейшим моллом в мире за пределами Азии.

 

Таким образом, этот рынок активно развивается. В настоящее время компания Morgan Stanley ведет переговоры о покупке еще одного молла в Москве, «Метрополиса», за 1,2 миллиарда долларов, как сообщил один из профессионалов в сфере недвижимости, осведомленный о ходе переговоров, на условиях анонимности. Продавцом является компания Capital Partners, казахский застройщик, который открыл этот молл в 2009 году.

 

Очевидно, российские моллы движутся по уже знакомому нам курсу. Хотя некоторые американские торговые центры продолжают процветать спустя десятилетия после своего открытия, многие моллы в США уже успели пройти путь от успеха к упадку. Однако российским моллам это пока не грозит.

 

Компания Hines, которая построила один из первых мегамоллов в США - Galleria в Хьюстоне - сделала серьезную ставку на аутлет-моллы – одну из категорий торгового пространства, которая поставила под угрозу классическую модель моллов с якорными магазинами. Этому также способствовали уличные стрип-моллы и гипермаркеты.

 

Для владельцев традиционных моллов развитие последних является зловещим знаком.

 

Компания Hines открыла торговый центр недалеко от молла «Мега Белая Дача» на территории того же самого бывшего колхоза, позаимствовав его название – и, как она надеется, часть его покупателей. Он называется «Outlet Village Белая Дача».

 

В прошлые выходные было так холодно, что некоторые посетители аутлет-молла прикрывали варежками лицо и, выдыхая клубы пара и притопывая ногами, поглядывали на окна магазина.

 

Дмитрий Разжевайкин, менеджер объекта с докторской степенью по экономике, напряженно наблюдал за ситуацией, помня о величине ставки на этот эксперимент: это была «первая настоящая проверка уличной торговли в России».

 

В сфере розничной торговли Россия вполне может достичь уровня США 1990-х годов. В настоящее время в США насчитывается 685 суперрегиональных моллов класса А – крупномасштабных моллов, которые сейчас переживают эпоху расцвета в России. Но там также есть 65840 стрип-моллов.