Недавно в Израиле был принят закон, запрещающий появление на подиуме слишком худых моделей. И снова начались неприятные дискуссии в индустрии моды, которую давно уже обвиняют за то, что она, якобы, пропагандирует неестественную худобу, выдавая ее за эталон женской красоты. И снова мнения представителей разных стран разделились в отношении того, как решать проблему чрезмерно худых моделей – по закону или на основе каких-то других принципов.
Израильский закон, вступивший в силу в минувший вторник, запрещает моделями появляться в рекламе, если индекс массы их тела (ИМТ) – показатель, который определяется на основе роста и веса – ниже 18,5. Согласно основанному на ИМТ стандарту, женщина-модель ростом 1 метр 70 сантиметров должна весить не менее 54 килограммов.
Закон также обязывает печатные издания сообщать о тех случаях, когда опубликованные ими фото моделей – как женщин, так и мужчин – были намеренно подкорректированы, для того, чтобы изображенные на них люди выглядели худее и стройнее, чем они есть на самом деле.
Как надеются сторонники принятого в Израиле закона, он поможет привлечь в местные рекламные агентства больше моделей со здоровой внешностью.
Для потребителей проблема худых моделей является больной темой еще с начала 90-годов прошлого века, когда благодаря Кейт Мосс на подиумах вошел в моду образ «героинового шика». Высказывается множество критических замечаний относительно состояния здоровья моделей и того нездорового внешнего образа, который модные журналы и реклама навязывают молодым девушкам. После того, как за последние годы несколько моделей умерли от анорексии, власти в ряде стран – в том числе в Испании и Италии – по требованию общественности были вынуждены принять меры и внести изменения в весовые стандарты, принятые для моделей. На показе мод в Испании на подиум запрещено выходить моделям с ИМТ ниже 18. А к участию в Миланской неделе моды запрещено привлекать моделей с ИМТ менее 18,5.
Совет американских дизайнеров моды (Council of Fashion Designers of America/CFDA), являющийся основным представителем индустрии моды США, решил сделать акцент на разработке рекомендаций по здоровым условиям труда. В минувший вторник, узнав о принятии закона в Израиле, исполнительный директор Стивен Колб (Steven Kolb) заявил, что не собирается давать своих оценок тому, какими способами другие страны решают проблемы с худыми моделями. Однако при этом он подчеркнул, что в CFDA уже 6 лет работает программа по созданию здоровых условий труда для моделей. Она основана на рекомендациях диетологов, специалистов по расстройству питания и нарушению пищевого поведения, а также тренеров по фитнесу. «Мы никогда не действовали на основе жестких предписаний или принуждения, - говорит он, - мы предпочитаем создавать осведомленность, проводить разъяснительную и просветительскую работу».
По словам господина Колба, у них нет намерений вводить в США какие-либо законы, регламентирующие ИМТ для моделей. В 2007 году CFDA разработало программу по здоровому образу жизни, целью которой, помимо прочего, является выявление фактов нездоровой худобы у некоторых моделей.
Совет совместно с руководством компаний модной индустрии, медиками и тренерами по фитнесу создал комитет по разработке рекомендаций, которые позволят внедрить практику «здорового образа жизни и создания здоровых условий труда».
В совместно разработанных рекомендациях содержится информация для работников этой сферы, позволяющая выявить ранние признаки пищевых расстройств, которая могла бы помочь моделям с такими симптомами получить профессиональную помощь или же психологически подготовиться к завершению карьеры модели. Также предлагаются различные рекомендации организационного характера: как подбирать здоровое меню из блюд, легких закусок, напитков для организации питания за кулисами или во время фотосессий; даются рекомендации не привлекать к показам моделей моложе 16 лет, а к ночным примеркам и фотосессиям – моделей моложе 18 лет.
«По нашему мнению, все это позволяет успешно создавать осведомленность», - считает Колб. Он также говорит, что их организация ежегодно рассылает письма в профильные компании, в которых напоминает о необходимости следовать разработанным рекомендациям. По его словам, со времени введения в практику этих рекомендаций американская модная индустрия «добилась значительных успехов, особенно в отношении регламентирования возраста. Произошло заметное сокращение числа несовершеннолетних моделей среди участниц модных показов. Руководство Совета надеется, что если систематически рассылать рекомендации, действовать совместно, не указывая ни на кого пальцем, в индустрии моды можно создать благоприятные и здоровые условия труда».
В 2009 году главный редактор Британской версии журнала «Vogue» Александра Шульман (Alexandra Shulman) обратилась с письмом к ведущим дизайнерам моды и попросила их создавать образцы одежды больших размеров, что позволило бы журналам мод привлекать к показу не только миниатюрных, но и более полных моделей. Спустя год, она высказала свое сожаление о том, что ее инициатива так и не возымела никакого действия.
Не принесли ощутимых результатов и попытки регламентировать вес моделей в Испании и Италии. Отчасти это связано с тем, что трудно выбрать надежные способы, с помощью которых можно было бы определять и вес, и состояния здоровья.
Два года назад Миучча Прада (Miuccia Prada), одна из дизайнеров моды, которых обвиняют в популяризации направления «героинового шика», пополнила штат моделей представительницами с более округлыми формами. Супермодель Лара Стоун (Lara Stone), которая, как известно, носит одежду 4-го, а не 0-го размера, отличается формами, которые более характерны для моделей 80-х годов прошлого века. И пышнотелая Ким Кардашьян по формам скорее больше похожа на Мэрилин Монро, чем на Кейт Мосс. Да и вообще в последние годы модели на подиумах стали пусть совсем чуть-чуть, но все-таки менее худыми.