Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российское государство спаивает народ и борется за трезвость

© РИА Новости / Перейти в фотобанкУтро "Деда Мороза"
Утро Деда Мороза
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Уже не первое столетие Россия ведет и проигрывает ожесточенную войну с одним из своих самых опасных врагов - алкоголем. Начало года ознаменовалось очередным сражением с ветряными мельницами: были повышены цены и введены ограничения на продажу спиртных напитков.

Уже не первое столетие Россия ведет и проигрывает ожесточенную войну с одним из своих самых опасных врагов - алкоголем. Начало года ознаменовалось очередным сражением с ветряными мельницами: были повышены цены и введены ограничения на продажу спиртных напитков. Поможет ли это? 

 

Российское государство обязано вести борьбу с пьянством, потому что народ оно споило само. Взять, к примеру, Петра I, которого называют великим, потому что он не давал спуску соседям и отбирал у них земли. Огромные суммы на военные авантюры казна получала от продажи хлебного вина, то есть двадцатиградусного прообраза водки, который подавался без закуски в царских трактирах. Петр ввел правило, что крестьянин в таком заведении мог пить, пока не пропьет все при нем имеющееся за исключением креста на православной груди, а женщина, пытающаяся забрать мужа из трактира, прежде чем тот дойдет до такой стадии, рисковала лишиться руки. 

 

Царь активно спаивал и армию. Его солдаты во время военных походов в дополнение к денежному довольствию получали ежедневно полтора литра хлебного вина (эквивалент 0,75 литра водки). Часть они наверняка продавали, но немало употребляли и сами. Так что армия Петра I шла в бой «на бровях». Ее предводитель, как свидетельствуют хроники, тоже не гнушался выпивки, так что слугам несколько раз в неделю приходилось укладывать его спать напившимся до беспамятства. Голова у него, говорят, была при этом крепкая. Неудивительно, он ведь был великаном: по одним данным - 216 сантиметров роста, по другим - 206. Одним словом, колос и монарх. 

 

Регулярно выпивал сам и спаивал народ Сталин. Во время щедро сдобренных алкоголем и по сути ежедневных ужинов в Кремле или подмосковных резиденциях он давал младенцам, с которыми приходили гости, облизать смоченный в вине палец, а дети постарше получали рюмку вина. 

 

Вспомним еще фронтовые сто грамм: порцию спирта, которая ежедневно выдавалась во время войны каждому красноармейцу. Таким образом, миллионы мужчин каждый день выпивали эквивалент четверти бутылки водки и вернулись домой с алкогольной зависимостью. 

 

В перерывах между периодами спаивания народа, государство боролось за трезвость. Эффективной в этом отношении оказалась непопулярная у нас Екатерина Великая. Ей удалось ввести для дворян ограничения на производство крепкого алкоголя, зависевшие от числа крестьян, челяди и нахлебников. Утратив возможность делать ставку на количество, производители стали повышать качество, а таким образом не только уменьшилось потребление, но и повысилось качество напитков. 

 

Когда к власти пришли большевики, они оставили в силе действовавший с начала Первой мировой войны запрет на производство водки. Первую стопку отечественной «беленькой» советский человек смог выпить лишь в 1924 году. Это чудо, которое вызвало больше народное воодушевление, называлось «рыковкой» - от имени главы правительства Алексея Рыкова, имело крепость тридцать градусов и якобы отличалось отвратительным вкусом. 

 

Россияне с ужасом вспоминают частичный сухой закон горбачевских времен и до сих пор продолжают рассказывать о нем  грустные анекдоты. Есть, например, такой: у винного магазина перед открытием, в одиннадцать часов утра (время, окрещенное в народе «час волка»), собралась большая очередь. Разъяренный человек выбегает из очереди с криком: «Убью я этого Горбачева!». Через некоторое время он понуро возвращается: «Не вышло, там очередь еще длиннее стоит».

 

Однако сухой закон принес немало пользы: в годы его действия рождалось больше детей, до рекордной отметки выросла средняя продолжительность жизни. 

 

Как обстоит дело с употреблением алкоголя сейчас, доподлинно неизвестно. Государственная статистика несколько лет подряд гласит, что среднестатистический россиянин употребляет в год 15 литров чистого спирта, то есть чрезвычайно много. Эксперты, однако, утверждают, что с популярным в провинции самогоном, стеклоочистителями и прочими плодами человеческой изобретательности на одно горло приходится 18 литров, то есть девяносто бутылок «беленькой». Если отнять младенцев, детей, стариков и избегающих алкоголя мусульман, получится, что среднестатистический российский мужчина выпивает в год 180 бутылок водки, а в дневном эквиваленте - те самые фронтовые сто грамм спирта, которыми споил своих солдат Сталин.

 

Поэтому пришло время начать очередной этап борьбы с алкоголизмом. Резко, сразу на 36%, подорожает водка. Сейчас минимальная цена этого (легально произведенного) напитка будет составлять 170 рублей. Все, что продается дешевле, как предостерегают власти, - может быть лишь опасной подделкой. Из уличных ларьков и вокзальных буфетов исчезнет пиво. Теперь его, как и прочие алкогольные напитки, можно будет купить только с восьми утра до одиннадцати вечера, а не круглые сутки: никакого алкоголя в ночных магазинах. 

 

Комментаторы говорят, что россияне придумают, как обойти жесткий закон и будут пить, как пили раньше. Но, пожалуй, это не так. Жители крупных городов стали выпивать меньше, по крайней мере, они реже пьют водку. В моду вошел здоровый образ жизни - без алкоголя и табака. 

 

Одновременно новая правда о подвергавшемся насмешкам сухом законе времен Горбачева продемонстрировала осмысленность борьбы с употреблением алкоголя.