Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Рентгеновские лучи раскрывают тайны портретов Тюдоров

Сотрудники Национальной портретной галереи были удивлены, обнаружив изображение Девы Марии и младенца под портретом преданного главы разведки королевы Елизаветы I сэра Фрэнсиса Уолсингема

© РИА Новости / Перейти в фотобанкВестминстерский дворец в Лондоне
Вестминстерский дворец в Лондоне
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сотрудники Национальной портретной галереи были удивлены, обнаружив изображение Девы Марии и младенца под портретом преданного главы разведки королевы Елизаветы I сэра Фрэнсиса Уолсингема.

Он был глазами и ушами Елизаветы I, преданным Ее Величеству начальником разведки и беспощадным борцом с терроризмом: сэр Фрэнсис Уолсингем (Francis Walsingham) был тем человеком, который знал все. Или, как оказалось, почти все. Но он точно не знал, что его портрет был втайне написан поверх изображения Девы Марии с младенцем, выполненного в духе римского католицизма.

 

«Он вряд ли пришел бы от этого в восторг, - размышляет доктор Тарния Купер (Tarnya Cooper), стоя напротив этого недавнего удивительного открытия, которое будет выставлено в Национальной портретной галерее. – Нам остается только гадать, получал ли художник удовольствие от своей тайной шутки».

 

В четверг, 3 января, в Национальной портретной галерее открылась выставка, на которой представлены рентгеновские снимки изображений религиозного содержания, обнаруженные под портретами двух ключевых фигур эпохи Тюдоров. Так исследователи обнаружили, что под портретом сэра Уолсингема скрывается Мадонна с Младенцем, а под портретом государственного казначея королевы Елизаветы Томаса Саквилля (Thomas Sackville) – Бичевание Христа.

 

Портрет Уолсингема был написан приблизительно в 1580-е годы, когда протестантская Англия оказалась в изоляции и поддерживала Нидерланды в войне против испанцев.

 

«В этот период католики были для англичан злейшими врагами, поэтому мысль о том, что его портрет будет написан поверх изображения религиозного содержания, должна была привести Уолсингема в ужас», - заметила Купер, занимающая должность старшего куратора Национальной портретной галереи.

 

Эта находка оказалась весьма неожиданной. «Уолсингему было известно практически все, что происходило при дворах всех европейских государств, у него была обширная сеть информаторов, он был необыкновенно коварным человеком, имеющим огромный авторитет в обществе. Для человека, который не был особенно близок Уолсингему, это был довольно остроумный способ сыграть над ним шутку».

 

Сотрудники галереи не считают случайностью то, что, просветив рентгеновскими лучами более 120 портретов эпохи Тюдоров и не найдя практически ничего, они обнаружили настолько знаковое изображение под портретом Уолсингема. «Интрига заключается в том, что его нашли под портретом главного шпиона эпохи», - заметила Купер.

 

Уолсингем, который был государственным секретарем Елизаветы I c 1573 года и до самой своей смерти в 1590 году, долгое время изображался злодеем исторических масштабов, однако подобно Томасу Кромвелю (Thomas Cromwell), правой руке Генриха VIII, в последнее время он был отчасти реабилитирован. Да, он был беспощадным, да, заговорщиков – настоящих и предполагаемых – пытали и казнили, но в тот период истории Англия находилась в состоянии войны, и вокруг было множество людей, которым смерть Елизаветы I была выгодна. Добавьте к этому трудный характер королевы, и вы поймете, что Уолсингем отлично выполнял свою работу.

 

Находки под портретами Уолсингема и Саквилля стали результатом работы экспертов в рамках пятилетнего исследовательского проекта под названием «Искусство в Британии Тюдоров» (Making Art in Tudor Britain). Эксперты Национальной портретной галереи исследовали портреты, написанные в 16 и 17 веках, при помощи различных методик, в том числе рентгена, инфракрасной рефлектографии и дендрохронологического анализа. Таким образом, каждый из 120 портретов, многие из которых находятся в хранилищах музея, был подвергнут тщательному анализу.

 

По словам куратора этого исследовательского проекта Шарлот  Болланд (Charlotte Bolland), эксперты были «удивлены и поражены» своими находками. Она вспоминала тот день, когда ученые увидели рентгеновский снимок портрета Саквилля, написанный в 1601 году. «Это был очень волнительный момент, мы все столпились вокруг светового стола и вдруг увидели набедренную повязку, потом фрагмент стопы, потом фигуры людей». Дальнейшее исследование показало, что перед ними была одна из версий известной фрески «Бичевание Христа», написанной Себастиано дель Пьомбо (Sebastiano del Piombo), которая хранится в часовне Боргерини в Риме.

 

Какими бы ни были мотивы художников, чьи имена до сих пор остаются неизвестными, оба портрета являются великолепными примерами повторного использования деревянных панелей: возможно, художникам не удалось продать первоначально написанные на них картины.

 

«Очевидно, мы приобретали эту картину как портрет Саквилля, и она имеет для нас ценность именно как портрет Саквилля, но где-то под ним скрывается изображение Бичевания, навеянное итальянской картиной, и это стало поистине удивительным открытием», - сказала Купер.

 

«Было бы замечательно, если бы смогли полностью воссоздать  картину, поверх которой был написан портрет, и мы надеемся, что со временем новые технологии позволят нам это сделать».

 

Между тем, в январе в Национальную портретную галерею должны прибыть итальянские ученые, чтобы продолжить исследование этих портретов. 

 

В результате реализации своего пятилетнего проекта, сотрудники галереи получили массу новой информации, которая вскоре будет опубликована, в частности им удалось пролить свет на художественную практику английских живописцев 16 века. Купер объяснила это следующим образом: «Если вы зайдете в любой книжный магазин, вы обнаружите массу изданий, посвященных итальянской и голландской живописи 16 века, но вы не найдете практически ничего по художественной практике Британии. Мы хотели лучше изучить коллекцию нашей галереи, потому что подобные исследования не проводились с 1969 года, а с тех пор технологии успели шагнуть далеко вперед».

 

Находки под портретами Уолсингема и Саквилля стали неожиданностью, однако в последнее время эксперты все чаще прибегают к новейшим технологиям, чтобы обнаружить доселе скрытое. В прошлом году, к примеру, ученые при помощи рентгена доказали, что «Натюрморт с луговыми цветами и розами», хранящийся в музее Кроллер-Мюллера в Оттерло, Голландия, который одно время приписывали кисти Ван Гога, а затем кисти неизвестного живописца, на самом деле был написан голландским импрессионистом, потому что под натюрмортом они нашли изображение двух борцов, принадлежащее кисти Ван Гога.

 

В 2011 году эксперты Рийкс-музея в Амстердаме обнаружили портрет французского генерала, принадлежащего кисти Гойи, под изображением испанского судьи - Портретом Дона Рамона Сатуэ - который он написал поверх первоначальной картины по политическим причинам.

 

Сотрудники Музея изобразительных искусств округа Вашингтон сделали удивительное открытие, обнаружив изображение, скрытое под картиной Джироламо Бассано (Gerolamo Bassano) «Могила», датируемой 16 веком. Когда эту картину проверили на рентгеновском аппарате в местной больнице, ученые обнаружили тщательно выписанный образ человека в одежде эпохи Ренессанса.

 

Вскоре в экспозиции Национальной портретной галереи к портретам Саквилля и Уолсингема присоединится еще одна картина, которая долгое время считалась портретом теолога Ричарда Хукера (Richard Hooker) и которая была подарена галерее в конце 19 века. Изображение на ее задней стороне на самом деле представляет собой фрагмент запрестольной перегородки: предполагалось, что это изображение должно было украшать дверцу, за которой находилось второе изображение. «Эта картина - изюминка нашей коллекции, - сказала Купера. – Нам бы очень хотелось найти вторую дверцу».