Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Казус Депардье

© РИА Новости / Перейти в фотобанкАктер Жерар Депардье в Саранске
Актер Жерар Депардье в Саранске
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На первый взгляд экзотический шаг известного французского киноактера Жерара Депардье, который решил отказаться от французского гражданства и получить гражданство Российской Федерации, на самом деле должен рассматриваться в нескольких аспектах - культурном, социально-политическом и геополитическом.

На первый взгляд экзотический шаг известного французского киноактера Жерара Депардье, который решил отказаться от французского гражданства и получить гражданство Российской Федерации, на самом деле должен рассматриваться в нескольких аспектах - культурном, социально-политическом и геополитическом. Ведь мы имеем дело с феноменом, который нельзя недооценивать, поскольку «казус Депардье» в ближайшие годы может определять основные тенденции в современных мировых процессах.
 
Именно поэтому необходимо взглянуть на ситуацию вокруг Депардье и его шага в разных плоскостях. Как никак, именно с поступка Депардье начался новый 2013 год. И этот поступок может иметь свои последствия для Украины.
 
1. В 1925 году в фашистскую Италию приехал американец. Это был не просто гражданин США. Это был Поэт с большой буквы, основоположник современной американской поэзии, блестящий критик и мастер слова, наставник в литературе Томаса Стернза Элиота и Эрнеста Хемингуэя, основатель движения имажистов.
 
Его звали Эзра Паунд. На некотором этапе он разочаровался в американской действительности, в обществе, где капитал диктует свои условия и поднимает на щит массовую культуру, нивелируя классические основы. Он с широко открытыми глазами и в радужных очках приветствовал новое общество «настоящих людей» - фашистскую Италию.
 
Он обожал Муссолини. Он считал, что дуче строит действительно справедливое государство, основанное на традициях, на уважении к культуре, на инициативе масс. Вот он - Муссолини - образованный диктатор, волевой эрудит, пассионарий, способный вести за собой и зажигать массы. Вот оно - идеальное государство, фашистская Италия, - считал Паунд.
 
Муссолини, которого Паунд считал своим другом, предоставил поэту все возможности для творческого развития. Он имел свои собственные программы на радио, в которых не только читал стихи - настолько причудливые, что британские и американские разведчики считали их специальными шифрованными посланиями и целыми отделами бились над расшифровкой, но и обращался к президенту Рузвельту с требованием немедленно перейти на сторону Третьего Рейха, выступить против СССР, уничтожить коммунизм и евреев и тому подобное.
 
Его произведения издавались массовыми тиражами. Он получил возможность переводить китайских авторов - особенно своего любимого Ли Бо.
 
Гении часто имеют привычку разочаровываться в привычном для них мире и бросать его в поисках иллюзорного идеального мира.
 
Возвращение Максима Горького в СССР, восторг Юрия Косача сначала от нацистской Германии, а затем - от Советского Союза, восхищение Леона Фейхтвангера, Ромена Роллана, Герберта Уэллса, Бернарда Шоу от сталинского социального эксперимента, очарование норвежского писателя и лауреата Нобелевской премии Кнута Гамсуна нацистской теорией и практикой - все это проявления идеализма, поверхностного восприятия действительности, присущего художникам.
 
Другое дело, что политики в пропагандистских целях пытаются выжать из этого идеалистического мировосприятия максимум выгоды для себя и для облагораживания режима.
 
Депардье сегодня - это реинкарнация Паунда. Почитайте его обращение к журналистам. Оно в основном повторяет аргументацию, которую привел почти девяносто лет назад великий американец.
 
Он искренне верит в то, что Путин является его другом. Он верит, что в России созданы все условия для творческого развития личности. Он считает Россию демократическим государством. Он верит, что Россия даст возможность полностью воплотить его таланты. И это - после более 150 ролей во французском кинематографе, после воплощения на экранах образов Колумба, Бальзака, Жака де Моле, Распутина, Фуше, Дюма, Дантона и Видока!
 
Во Франции существует шутка, что секретным распоряжением министерства культуры ни один фильм не может выйти в прокат, если в нем не снялся Депардье.
 
Режиссер Сефи Неббу пошел на конфликт с чернокожим населением Франции, пригласив на роль Александра Дюма-отца (в котором, как известно, текла негритянская кровь и который был мулатом) блондина Депардье. Ради того, чтобы пригласить в фильм знаменитого актера, режиссеры откровенно пренебрегали историческим сходством персонажей. А в сериал «Проклятые короли» по произведениям Мориса Дрюона утвердили на главные роли чуть ли не всю семью Депардье...
 
Неужели он считает, что в России сможет достичь еще большего? Неужели Депардье-актер может в российских фильмах сыграть роли, более сильные, чем роль Ольмо в «ХХ веке» или роль Колумба в «1492»?
 
Он уже снимался в российских фильмах - в «Зависти богов», в «Убойной силе», в «Все могут короли». Запомнились ли эти роли? Похоже, роль романтика-француза в рекламном ролике «Киевстар», в котором Депардье обещает Владе Прокаевой «Йа буду чьекати», была более заметным явлением.
 
Не хочу сглазить, но российский кинематограф может стать губительным для Депардье. Зачарувавшись в России, он может потерять себя, свое я, не вписавшись в каноны российской режиссуры.
 
Эмир Кустурица под влиянием Никиты Михалкова несколько лет назад заявил, что отныне будет снимать только «православное кино». Смог ли он после этого превзойти собственное «Жизнь как чудо»?
 
Зато политически Депардье станет инструментом облагораживания нынешнего российского режима, легитимизации его и даже глорификации в отдельных богемных тусовках Запада - как Джо Дассен и Дин Рид в 70-е годы были инструментами облагораживания советского режима в глазах Запада (хотя ни один не согласился жить в СССР).
 
Все это будет потом, позже. Сегодня же фактор Депардье будет играть важную роль не только в деле идеологического усиления власти Путина, но и в усилении русской культурной экспансии на постсоветское пространство и на Европу в целом.
 
Еще бы! Ведь теперь в арсенале российских культуртрегеров есть новое знамя - Жерар Депардье. Бывший француз. «French born Russian», как уже представляют его национальность некоторые сайты.
 
2. Демарш Депардье стал реакцией на социальную политику президента Франсуа Олланда, который пытается откровенно заигрывать с социальными низами Франции и делает популистские шаги, направленные на финансовые санкции в отношении самых богатых граждан.
 
Это – политика, противоположная тому курсу, который демонстрировал его предшественник, Николя Саркози. «Сарко» при всей своей экстравагантности не стал бы вводить 75% налог для богатых и заигрывать с иммигрантами и цветным населением Франции.
 
За одну новогоднюю ночь - с 31 декабря на 1 января - во Франции были сожжены 1193 автомобиля. Это - по официальным данным. Не трудно догадаться, чей это «почерк» - особенно после громких событий в пригородах Парижа в 2006 году и в Марселе прошлого года.
 
Олланд избрал политику умиротворения иммигрантов из бывших колоний Франции, понимая, что они - надежная электоральная база его и Социалистической партии. В подобных случаях Саркози отдавал приказ применять силу.
 
Олланд отдает приказ «тряхнуть» богачей, наполняя за их счет бюджет, - это, в свою очередь, позволит ему пойти на уступки социальным низам. Не случайно ли Ангела Меркель в прошлм году, сразу после президентских выборов во Франции, обмолвилась, что не готова финансировать предвыборные обещания Олланда?
 
Депардье говорил с президентом Франции после заявления об отказе от французского гражданства. Они не убедили друг друга. Каждый остался при своих интересах.
 
1193 автомобиля  и Депардье - вот потери Франции  лишь в течение суток. При этом  Депардье - это лишь символ: человек, который не захотел, чтобы у  него забрали средства для  нужд жителей арабских кварталов  Ниццы и негритянских районов Парижа.
 
Франсуа Олланд еще в прошлом году заявил о необходимости ввести 75% налог для граждан, ежегодный доход которых превышает 1 млн. евро. Конституционный совет Франции признал эту инициативу незаконной, однако Олланд накануне нового года вновь заявил о том, что будет настаивать на своем и требовать внедрения некоего «налога на роскошь», который, как утверждают экономисты, не дает никакого экономического эффекта - лишь пропагандистский.
 
Депардье стал первой ласточкой. Реакция на инициативы Олланда со стороны представителей финансовых кругов - более красноречива. Она подобна реакции российских предпринимателей на инициативы большевиков в первые послереволюционные годы - финансисты решили эмигрировать.
 
Причем явление приобретает массовый характер. В ближайшее время покинуть Францию ​​намерены сопредседатель парижского офиса BC Partners Жан-Батист Ватье, директор инвесткомпании CVC Capital Partners Бертран Менье и директор Axa Private Equity Бруно Ладриер.
 
Правда, упомянутые лица намерены осесть в Лондоне. Поступок Депардье на этом фоне - это вызов. С таким же успехом он мог бы эмигрировать в Пекин. Ему был нужен скандал, который мог бы привлечь внимание к «творчеству» Олланда. Он его получил. Политика Олланда - это политика капитуляции официального Парижа, Елисейского дворца, перед постоянно растущими аппетитами тех, перед кем потомки французских буржуа чувствовали комплекс вины - потомков порабощенных народов Африки и Латинской Америки. Де Голль «отпустил» Алжир, а за ним и большинство других колоний Франции.
 
Но колонии не захотели отпускать Францию. Почти как герои фильмов Ларса фон Триера, которые сначала не хотели освобождаться от рабства, а затем начинали доминировать над своими бывшими хозяевами. Хозяева так долго извинялись перед своими бывшими рабами, что последние осознали: нам должны! И начали действовать по принципу Бендера и Воробьянинова: «денги давай!»
 
Демографическая проблема во Франции стоит достаточно остро - и не только в столице. После серии событий, известных как «Арабская весна», во Франции появилась новая волна мигрантов из Магриба. Они поселились в основном вдоль Лазурного берега - от Марселя до Ниццы. Рост количества мигрантов совпал с ростом безработицы в стране, повышением градуса социальной напряженности и экономическим кризисом.
 
Саркози пытался радикально повлиять на миграционные процессы, выселяя цыган и перекрывая пути доступа во Францию ​​новых мигрантов (ради этой цели он готов был вывести Францию ​​из Шенгенского соглашения и ввести контроль на границах).
 
Олланд решил не трогать мигрантов, пойти навстречу их требованиям (конечно - они же могут быть добропорядочным гражданами, и французская история знала немало примеров позитивной ассимиляции инородцев), но при этом с ощутимым ущербом для наиболее обеспеченных слоев населения Франции (читай - этнических французов).
 
Кстати, эту тенденцию уже уловили крайне правые, которые развернули критику Олланда и начали набирать очки. По результатам первых ста дней президентства Олланда он имел рекордно низкий рейтинг и стал крупнейшим политическим разочарованием для французов.
 
Зато лидер Национального фронта Марин Ле Пен - по социологическим данным - существенно повысила свой рейтинг (почти на 10%). Учитывая ультраправый характер политической силы мадам Ле Пен, ее желание вывести Францию ​​из НАТО (возможно - ЕС) и пойти на тесный политический союз с Россией, это, как говорил чукча из известного анекдота, «тенденция, однако».
 
Депардье первым воплотил на практике политические угрозы мадам Ле Пен. Он прорубил окно в Россию.
 
Дело за малым - Национальному фронту нехватало средств. Не сомневайтесь: они их получат.
 
Прежде всего - от политических эмигрантов. Плюс не исключено, что и от «доброжелателей» из «Газпрома»...
 
Нигилизм Олланда может дорого стоить не только Франции, но и всему Европейскому Союзу.
 
3. После наполеоновских войн в Россию отправились тысячи французов. Во Франции в это время был не просто экономический кризис - была катастрофа. Экономику уничтожили многочисленные войны и революции, поражение и оккупация подорвали нравственные силы общества, к тому же погодные условия явно не шли на пользу: 1815 год вошел в историю как «год без лета»: снег так и не сошел даже в июле и августе, виноградники замерзли, урожай зерновых не был собран.
 
В стране начинался голод. Именно тогда в Россию массово отправились гувернантки, учителя, лакеи, веря, что они едут в развитую и величественную империю. А как же иначе? Наполеона могли победить только более развитые и прогрессивные государства. Россия набирала политический вес благодаря образованным мигрантам, мигранты получали вторую родину. Конечно, если вели себя должным образом и не убивали, подобно Дантесу, местных гениев.
 
Но уже в 30-х годах XIX века начался обратный процесс - процесс разочарования в России. Ярким документом эпохи являются записки Астольфа де Кюстина, в которых дается уничтожающая характеристика российской действительности. Польские эмигранты в парижском Отеле Ламбер стараются максимально разбить легенду о России как о стране молочных рек.
 
Во Франции после 1830 года - новая действительность, «диктатура банкиров» и экономический подъем. Приход к власти Луи Бонапарта, провозглашение империи и назначение министром иностранных дел Александра Валевского завершило дело: Франция ввязывается в войну с Россией и выигрывает ее.
 
Но между 1815 и 1856 годами прошло четыре десятилетия.
 
Сегодня Депардье пробует открыть французам новое русофильство и представить «новую Россию». Почитайте внимательно его заявление: чем взгляды Депардье отличаются от взглядов его соотечественников двести лет назад? Идеализация России, Россия - наш ориентир, здесь - образованный президент, настоящий друг художников, демократ... Одним словом, ex Oriente Lux!
 
Но не забывайте, что не только победа над Наполеоном, но и русофильская позиция французского бомонда способствовала возвышению России и ее роли в европейской политике после Венского конгресса.
 
Демарш Депардье совпал с усилением роли России в общеевропейских процессах. Влияние Москвы на политику Берлина, перегруппировку сил в Европе, превращение Европы брюссельской в Европу берлинскую, попытки ослабления американского присутствия в Европе, намеки на возможность выхода Великобритании из ЕС, рассуждения о треугольнике Москва - Берлин - Париж, запуск Северного потока и начало строительства Южного потока , активизация российскго экономического присутствия в Европе, общеевропейский кризис - вот далеко не полный перечень процессов, которые показывают, что сегодняшняя Россия претендует на роль Поственской России XIX века.
 
Тогда подъем России во времена Александра Благословенного привел к постепенному превращению империи в «жандарма Европы». Кто знает, не приведет ли наложение культурно-ментального движения европейской интеллигенции в направлении России на экономико-политические процессы к созданию феномена «газового жандарма Евразии»?
 
По крайней мере, Украине это не несет ничего хорошего. Хотя - кто и когда учитывал интересы Украины в геополитических процессах? Даже, несмотря на то, что именно в Украине у Депардье есть свои виноградники.
 
4. В социальных сетях появились публикации о том, что не стоит обращать внимание на шаг Депардье.
 
Мол, тяжелое детство, родители-люмпены, с ранних лет - в духе преданности коммунистической идеологии, низкий уровень общей культуры и т.д. Мол, это такой экстравагантный ход, который выдает в Депардье простака и недалекого человека.
 
Возможно. Боюсь ошибаться. Но лучше просчитать все - в том числе почти апокалиптические - сценарии развития событий. Ведь не в Депардье дело. Дело в значительно более глубоких вещах и процессах.
 
Ведь не Эзра Паунд определял лицо итальянского фашизма и события первой половины ХХ века? Не так ли?
 
Перевод: Антон Ефремов.