Президент Владимир Путин уже больше десяти лет управляет российской экономикой, сочетая восстановление государственной мощи с кумовским капитализмом.
С тех пор, как в 2000 году Путин пришел к власти, ВВП продолжает быстро увеличиваться благодаря росту цен на нефть, однако за этот экономический рост приходится дорого платить. Роль государства в экономике усилилась, зато институциональная структура в стране ослабла: доверие к судам упало, процветает бюрократическая коррупция, чиновники выдаивают деньги даже из мелких компаний.
Обнадеженный своим возвращением в Кремль в 2012 году, Путин сейчас обещает улучшить деловой климат. Но может ли леопард сменить свои пятна?
До 2008 года Путину сильно везло в экономике – и он продемонстрировал определенную способность максимально использовать это везение.
Читайте также: Меняя систему выборов , Путин может переиграть сам себя
Он пришел к власти, когда российская экономика начала восстанавливаться после финансового кризиса 1998 года благодаря девальвации валюты и восстановлению бюджетной дисциплины. Взлет нефтяных цен, начавшийся в 2003 году, привел к росту ВВП и бюджета. Увеличение выручки от экспорта нефти и приток иностранных кредитов довели перед кризисом 2008-2009 годов темпы роста ВВП до 7%, что позволило Путину повысить зарплаты и пенсии, финансировать военные расходы и технологические проекты и создать бюджетные резервы, которые позднее помогли России противостоять кризису.
Однако попутно Путин последовательно создавал особую экономическую модель, которая сделала государство крупнейшим игроком во многих секторах, а многих личных друзей президента - миллиардерами.
В результате во всех международных рейтингах, характеризующих качество инвестиционного климата, Россия скатилась вниз глобальной лиги и теперь зачастую оказывается на одном уровне с одиозными диктаторскими режимами.
Сейчас Путин начинает осознавать масштаб проблемы, которую он помог создать. Глобальный кризис уничтожил действовавшую в России до 2008 года модель роста, которая в большой степени опиралась на мировой экономический бум и на сильные международные финансовые рынки, обеспечивавшие российские компании дешевыми кредитами.
При этом институциональная слабость, ограниченная конкуренция и сильная зависимость экономики от государства тормозят восстановление.
Также по теме: Что произойдет в нынешнем году в России?
В этом году, вскоре после своего возвращения в Кремль, Владимир Путин признал неприятный факт - упавший в 2008-2009 годах в общей сложности на 10% российский ВВП едва восстановился до докризисного уровня, и сейчас рост замедляется. В 2010-2011 годах ВВП рос на 4,5-5% в год, а за первые три квартала 2012 года темпы его роста составили лишь 2,5% в годовом исчислении.
Массированный отток капитала, который начался осенью 2011 года, замедлился лишь ненамного. Министерство экономики ожидает, что в 2012 году он составит примерно 75 миллиардов долларов. В 2011 году он достиг 80,5 миллиарда долларов. Это примерно 4,5% от ВВП в год.
С точки зрения большинства экспертов эти факты взаимосвязаны – отток капитала, который приводит к застою в области инвестиций и, соответственно, замедляет рост, порождается стремительным ухудшением инвестиционного климата.
Когда Путин объявил, что он возвращается в Кремль на новый президентский срок, российский бизнес понял, что это будет означать дальнейшее развитие государственного и кумовского капитализма, и решил, что надежды на возникновение в стране более нормальной экономической системы нет.
Следует отдать Путину должное – он признает наличие проблем с качеством инвестиционного климата. Он поставил перед страной амбициозную задачу: к 2018 году (концу его президентского срока) подняться со 120-го места в составляемом Всемирным банком Рейтинге легкости ведения бизнеса – ключевом рейтинге международной лиги – на 20-е.
Но возможен ли такой быстрый прогресс? И приведет ли он к улучшению российского инвестиционного климата?
Читайте также: Год при Владимире Путине
Речь идет об особом рейтинге. Он сравнивает страны по специфическим количественным показателям, а именно - по числу дней, которое требуется, чтобы получить те или иные бумаги, необходимые, чтобы начать тот или иной бизнес.
Однако он не учитывает такие важные качественные показатели, как независимость судов или защита прав собственности.
По этим показателям Всемирный экономический форум помещает Россию в последний квартиль мировых стран, а иногда и в последний дециль.
Независимость суда – важнейшая опора стабильной экономики, так как только справедливый суд и всеобщее равенство перед законом могут гарантировать защиту прав собственности.
В последние годы качество российского правосудия улучшилось, но только в тех случаях, когда речь идет о спорах между частными предпринимателями. При споре между государством и бизнесом закон встает на сторону государства.
Более того, в последние месяцы состоялись несколько громких процессов с явно неправовой мотивацией, что свидетельствует о продолжающемся ухудшении судебной системы и росте зависимости российских судов от исполнительной власти. В частности, речь идет о втором деле о мошенничестве, возбужденном против бывшего главы нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского и его партнера Платона Лебедева, о деле Pussy Riot и о предъявленных лидеру оппозиции Алексею Навальному уголовных обвинениях в финансовых махинациях (он отрицает свою виновность).
Также по теме: Почему до краха российской экономики далеко
На мой взгляд, очень характерно, что решение о переезде Верховного суда и Высшего арбитражного суда из Москвы в Санкт-Петербург было принято не судебными властями, а управляющим делами президента.
Вторая опора путинской системы состоит из широкомасштабной коррупции, разворовывания бюджетных фондов и обширных бизнес-интересов чиновников различного уровня. Все это зачастую приводит к откровенному рэкету в отношении частных предпринимателей.
Недавние события подчеркнули масштаб этих проблем. Расследование коррупции в министерстве обороны привело к отставке министра. В рамках другого дела о коррупции были арестованы десять чиновников среднего уровня из городской администрации Санкт-Петербурга.
Эти коррупционные скандалы заставили ряд экспертов провозгласить, что Путин начал серьезную борьбу с коррупцией.
Я с ними не согласен. Предпочту подождать и посмотреть, чем закончится дело. Два года назад в Подмосковье была обнаружена обширная сеть нелегальных казино, действовавшая при поддержке прокуратуры и полиции. В ходе расследования было арестовано множество людей, но всех их впоследствии выпустили, а прокуратура объявила собранные доказательства по делу не имеющими силы. Последняя череда финансовых скандалов может придти к такому же завершению.
Читайте также: Путин, почему Путин?
Мировой опыт предполагает, что независимые и справедливые суды, а также честное и свободное от коррупции государство - это необходимые условия для создания конкурентной, открытой экономики и для устойчивого экономического роста.
Путин, по-видимому, хочет опровергнуть это утверждение. Он хочет, чтобы экономика стала эффективнее и начала расти быстрее. Но он верит не в частные стимулы, а в бюрократические решения. Более того, он прекрасно понимает, что возникновение в России независимых судов незамедлительно приведет к краху созданной им политической системы.
Такую цену он платить не готов. Встав перед выбором – сохранить власть или провести институциональные реформы - он уже выбрал власть. Я не вижу, почему он стал бы менять свою позицию в 2013 году. Может ли леопард сменить свои пятна?
Сергей Алексашенко - директор по макроэкономическим исследованиям московской Высшей школы экономики и бывший заместитель министра финансов.