Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Каким будет лицо Европы после выборов в 2013 году

Европейский Союз может рассчитывать на избрание социал-демократа Милоша Земана в Чешской Республике и сохранение кресла Ангелы Меркель в Германии. В Италии же результаты выборов спрогнозировать гораздо сложнее

© РИА Новости / Перейти в фотобанк10-я сессия российско-германского форума "Петербургский диалог" в Екатеринбурге
10-я сессия российско-германского форума Петербургский диалог в Екатеринбурге
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европейский Союз живет в ритме выборов в своих государствах-членах. В 2013 году на первый план выходят три голосования неравной значимости: В Чешской Республике, Италии и Германии. Европа может рассчитывать на избрание социал-демократа Милоша Земана в Чешской Республике и сохранение кресла Ангелы Меркель в Германии. В Италии же результаты выборов спрогнозировать гораздо сложнее.

Все начнется 13 января с президентских выборов в Чехии. Главу государства будут впервые избирать на всеобщем голосовании. Драматург Вацлав Гавел, который возглавлял страну при отделении чехов от словаков в 1993 году, и его преемник Вацлав Клаус были назначены парламентом.


Борьбу ведут девять кандидатов, в том числе и Карел Шварценберг, старый аристократ, друг Вацлава Гавела, противник коммунистического режима, нынешний министр иностранных дел и один из главных сторонников Европы. Тем не менее, самые весомые шансы на успех у социал-демократа Милоша Земана, который был главой правительства с 1998 по 2002 год.

Он представляется как популист, однако в стране, где политику и бизнес связывают иногда неприглядные отношения, он пользуется репутацией простого и честного человека. Он является сторонником европейской интеграции «при условии, что Брюссель воздержится от директив насчет размеров туалетов». Если он станет президентом, европейцы больше не услышат от главы чешского государства сравнений Европейской комиссии с московским политбюро времен, когда Советский Союз еще держал в ежовых рукавицах все «братские страны» (Вацлав Клаус любил проводить такие параллели).

Читайте также: Европа в 2013-м - год решений

Есть ли политическое будущее у Марио Монти?

В Италии же европейские вопросы будут решаться на выборах в конце февраля, однако ситуация выглядит здесь определенно запутаннее.

Чтобы попытаться разобраться в ней, нужно ненадолго вернуться в прошлое. Страна находилась на грани банкротства, последовав за падением Сильвио Берлускони в личностную и политическую пропасть.

Спасителем выступил Марио Монти. Этот экономист, бывший европейский комиссар, центрист и католик возглавил совет министров при поддержке практически всех политических партий на срок до намеченных на апрель 2013 года выборов.

Его задача заключалась в том, чтобы уберечь Италию от участи Греции, провести минимум необходимых реформ для того, чтобы снизить процентные ставки и тем самым помочь стране справиться с долгами. Левые воспользовались этим, чтобы вновь навести порядок в своих рядах и провести праймериз, победу на которых одержал Пьер Луиджи Берсани (Pier Luigi Bersani), и возродить надежду на успех на парламентских выборах.

Однако не стоило сбрасывать со счетов и Сильвио Берлускони. Хотя суд и прижал «кавальере», тот объявил о возвращении в политику и лишил Марио Монти поддержки своей партии. В результате Монти подал в отставку, что означает проведение досрочных выборов уже в феврале.

Ангела Меркель и Франсуа Олланд


Также по теме: Меркель хочет для ЕС права вето по национальным бюджетам

То есть, Италия возвращается к своим традиционным играм? Может, и нет. Дело в том, что Марио Монти, у которого, как все считали, нет никаких политических амбиций, поверил в свою судьбу. И хочет вернуться в кресло премьера после будущих выборов.

Ему даже не нужно быть кандидатом. Достаточно, чтобы одна или несколько партий обратились к нему. Небольшие центристские объединения, не слишком известные наследники христианских демократов, готовы его поддержать. В таком случае ему останется лишь добиться благожелательного нейтралитета правых и левых, что будет не так-то просто.

Европейские партнеры Италии делают ставку на Марио Монти. Его жесткость превращает его в «главного немца среди всех итальянцев», а миланские связи — в представителя Южной Европы. Как бы то ни было, мнение избирателей вовсе не обязательно будет соответствовать желаниям Франсуа Олланда и Ангелы Меркель.

Какой будет коалиция Ангелы Меркель?

Канцлера ФРГ также поджидают выборы в сентябре 2013 года. Если результаты нынешних опросов останутся неизменными в будущем, бояться ей нечего. Ее популярность достигла апогея с рейтингом в 80%.

Немцы ставят ей в заслугу хорошее состояние экономики и то, как она ведет себя в урегулировании европейского кризиса: она всячески стремится создать впечатление, что главное для нее — уберечь налогоплательщиков от эксцессов стран Южной Европы. Ее партия христианских демократов также поднялась на этой волне. Сейчас за нее готовы проголосовать 41% граждан, что является настоящим рекордом с 2009 года.

Тем не менее, этого недостаточно, чтобы руководить страной в одиночку: Ангеле Меркель придется формировать коалицию. И сделать выбор будет непросто.

Читайте также: Монти диктует условия


Ее нынешние союзники либералы, вероятно, даже не смогут преодолеть необходимый для прохождения в парламент 5% барьер. В таком случае у Ангелы Меркель останется два варианта: либо коалиция с социал-демократами, как это было с 2005 по 2009 год, либо невиданная ранее формула альянса с «зелеными».

Они, разумеется, заметно обуржуазились с 1980 года, когда их лидер Йошка Фишер (Joschka Fischer) приносил клятву министра Гессена в кедах и куртке. Кроме того, решение Ангелы Меркель отказаться от атомной энергии после аварии на Фукусиме устранило главное препятствие на пути сотрудничества между экологами и христианскими демократами.

Во время кампании канцлер скажет, что хочет продолжить работать с либералами, тогда как социал-демократы и «зеленые» заявят, что намереваются руководить страной сообща. Как бы то ни было, ни с той, ни с другой стороны опросы не подтверждают такую гипотезу.

На правом фланге либералы все глубже погружаются в кризис. Что касается левых, за социал-демократов готовы проголосовать треть граждан, а кандидат от партии, бывший министр финансов большой коалиции Пеер Штайнбрюк (Peer Steinbrück) упустил момент для выхода на сцену. За «зеленых» готовы проголосовать примерно 13-14% немцев, и этого слишком мало для формирования большинства при том, что обе партии отвергли любую возможность альянса с радикальным левым движением Die Linke.

Таким образом, у Ангелы Меркель есть все козыри на руках, и она сможет тем легче утвердить свою точку зрения, что у нее есть выбор союзников. Другими словами, Франсуа Олланду не стоит слишком рассчитывать, что возможный приход к власти в Берлине его «товарищей» повлияет на европейскую политику Германии.