Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выборы в Чехии или Идеал президента

© Фото : Павел ЧукаевВ новогодние каникулы на улицах Праги работало сразу несколь
В новогодние каникулы на улицах Праги работало сразу несколь
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Третий чешский президент должен сделать так, чтобы в конце его срока в школьных классах и государственных учреждениях не снимали со стен его портреты. Он должен не разделять, а объединять общество.

 

Первые прямые выборы президента республики - исключительная возможность для избирателей свободно и веско высказать свое мнение о большой политике, изменить соотношение сил в стране. И в этом году только выборы дают такой шанс. Кого, собственно говоря, сегодня, завтра и, скорее всего, через две недели во втором туре мы выбираем? Важную фигуру в политике высшего уровня, и хотя у этой фигуры нет широких конституционных полномочий, она может иметь огромное влияние, которое только увеличивается во времена политических кризисов. Это нам продемонстрировали оба президента независимой Чехии. Вацлав Гавел и Вацлав Клаус, в большей степени Клаус, использовали свои полномочия так, что оказывали принципиальное влияние на экономическую, партийную и внешнюю политику. А в сочетании с акцентами их публичных выступлений – главным образом на атмосферу в обществе.

 

Хороший президент

 

Третий чешский президент должен сделать так, чтобы в конце его срока в школьных классах и государственных учреждениях не снимали со стен его портреты.

 

Он должен не разделять, а объединять общество. Он должен производить серьезное впечатление, олицетворяя собой государство, и в большей степени интересоваться не политическими интригами, а атмосферой в стране. И с первого дня в должности президента стараться разобраться, что происходит в стране.

 

Покидающий пост Вацлав Клаус работу в Граде воспринимал как продолжение своей миссии в реальной политике. Он занял свою позицию во внешней политике, накладывал вето на законы по своему личному усмотрению. Он нападал на правосудие, подрывал положение премьеров.

 

Эта традиция Града должна быть однозначно прекращена.

 

Новый президент принесет стране больше пользы, если он будет строго чтить определенные законом рамки своей роли, не будет раздражать общество агрессивными выпадами и станет значимой и профессиональной частью чешской внешней политики. Способом коммуникации нового хозяина Града должна быть не гримаса, а улыбка и протянутая для рукопожатия ладонь.

 

Третий чешский президент должен вызывать безоговорочное доверие. Что он представляет Град, что не будет позорить страну в мире и что не причинит непоправимого вреда чему-то внутри страны, неважно, из-за неумения или по злому умыслу.

 

Кому-то кажется, что такой неагрессивный президент – слабый? Это не так. Такой глава государства не растрачивает свои силы в ежедневных склоках, а тратит их на разрешение кризисов, что может определить будущее Чешской Республики. А вариантов будущего у Чехии вырисовывается два.

 

Задачи для главы государства

 

Чехию в Европейском Союзе воспринимают как малозначительного безбилетного пассажира. Евросоюз и еврозона при этом быстро меняются (а после осенних парламентских выборов в Германии стоит ждать дальнейшего ускорения). Без воли и способности проводить в Европе свои национальные интересы Чехия быстро окажется вне основного течения. Последствия для будущего, безопасности и процветания Чешской Республики не будут благоприятными.

 

Новый президент должен сосредоточиться на этой части внешней политики. Договориться с правительством Нечаса или с любым другим правительством о единственной четкой позиции: Чехия будет активным игроком на европейском пространстве, будет преследовать собственные интересы, сотрудничать с остальными, как это умеют делать, например, Польша и прибалтийские страны. Глава государства и кабинет министров будут усиленно проводить эту политику.

 

Еще одна исключительная ситуация ждет президента во внутренней политике: после выборов в 2014 году, скорее всего, обе палаты парламента и края будут представлять преимущественно одна партия - социально-демократическая (ČSSD) - при поддержке коммунистов. После 1989 года у нас никогда не было такого сосредоточения власти в одних руках, отчасти у коммунистов.

 

Что сможет президент, если эта сила захочет дернуть за веревочки? Он должен во время увидеть опасность, вести переговоры с министрами, депутатами, сенаторами; выступать в общественных дебатах, вызвать интерес гражданского общества, не сотрудничать и, в конце концов, уйти в отставку.

 

Другие роли

 

И в исполнении основных определенных Конституцией обязанностей новый президент должен показывать рассудительность и проявлять чувство меры: он будет назначать большинство конституционных судей и таким образом определять лицо этого института. Он будет назначать членов банковского совета, послов; а еще премьера и других членов правительства или правительств. Он будет проявлять милость, может быть, объявит амнистию, отметит ряд выдающихся лиц. Он будет совершать визиты (и остается надеяться, что в свои поездки он будет брать и предпринимателей), оценивать законы (будем надеяться, что он будет препятствовать замусориванию правовых норм и повышению налогов), будет принимать гостей и ездить по Чехии (будем верить, что он не забудет фирмы и предпринимателей).

 

Карл Шварценберг

 

К идеалу хорошего президента, по мнению HN, в большей степени близок Карл Шварценберг. Исходя из его политического опыта и темперамента, можно сделать вывод, что он может быть умеренным, объединяющим нацию, неагрессивным президентом, каким сегодня и должен быть глава государства. Он заметная фигура в европейской политике – благодаря связям, шарму и дипломатической компетенции. У него есть опыт работы в Граде в качестве канцлера Вацлава Гавела. У него есть и харизма, и чувство юмора. Он самый старший из всех кандидатов, что нравится многим избирателям, и в то же время означает, что у него самый богатый жизненный опыт, в том числе опыт публичной работы.

 

Карл Шварценберг лучше всех остальных кандидатов олицетворяет те качества, за которые выступает HN.

 

Критику заслуживает, прежде всего, его неразумное поведение во главе партии TOP 09, в которой Мирослав Калоусек с его благословения проводит реальную политику, иногда выходящую за пределы правил приличия.

 

Тем не менее, мы надеемся, что именно политик его формата лучше всего справится с координацией внешней политики с правительством нынешним и будущим и что он был бы самым компетентным при реализации этой политики в Брюсселе, Берлине, Вашингтоне и Москве. И что именно он будет тем рассудительным президентом, который необходим правительству, оппозиции и гражданам.

 

Остальные кандидаты

 

Ян Фишер (Jan Fischer), который, согласно опросам, выйдет во второй тур, не может считаться хорошим кандидатом по трем причинам: его членство в коммунистической партии в период нормализации представляет серьезную проблему, как и его явная неразборчивость и непостижимый выбор коллег.

 

Милош Земан (Miloš Zeman) потерял возможность стать хорошим президентом из-за своего позорного участия в договоренности оппозиции, что подорвало основы демократии. Сегодня Земана можно обвинить в непрозрачности финансирования его партии и предвыборной кампании.

 

Некоторые кандидаты интересны своими необычными кампаниями (Франц, Фишерова). У некоторых явно темное политическое прошлое (помимо Земана это Бобошикова). Другие мало сделали в политике, и это значительный минус Иржи Диенстбиера.

 

У кандидата «Гражданско-демократической партии» Пржемысла Соботки есть один серьезный недостаток – и это его неизменная принадлежность к партии. Он придерживается неевропейской политики своей партии и прошел через все ее сомнительные этапы.  

 

Кандидат партии «Христианский и демократический союз - чехословацкая народная партия» (KDU-ČSL) Зузана Роитова – женщина с чистой совестью, разнообразным и богатым политическим и управленческим опытом. Но против нее говорят два факта: она не прошла экзамен политического кризиса и имеется, как минимум, один кандидат, который лучшее нее. Карл Шварценберг.

 

Согласны вы с нами или нет, давайте пойдем на выборы. Мы верим, что чешское общество, которое называют апатичным, пробудилось, и оно хочет изменить свое плохое настроение. И это хорошая новость за долгое время.