В настоящее время Армения стоит перед альтернативой – Запад или Восток? До последнего времени власти заверяли, что непреклонны, и развитие Армении пойдет по пути западных ценностей. В то же время Россия настаивает на членстве Армении в ЕврАзЭС и Таможенном союзе. О политических и экономических составляющих вектора развития Армении Zhamanak побеседовал с бывшим вице-послом Армении в США, бывшим начальником Военно-политического управления МИД Армении, экспертом по международным отношениям Арменом Харазяном, проживающим ныне в Вашингтоне.
- Господин Харазян, некогда вы высказали мнение, что идея Евразийского союза – это неосоветизм, противоречит независимости Армении и должна быть отвергнута без какого-либо жеманства. Однако власти Армении, кажется, другого мнения и ищут «возможные варианты сотрудничества» с ТС. В то же время председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко сравнил Армению с эксклавом России – Калининградом, и сказал, что Таможенный союз также может иметь эксклав. Как вы полагаете, куда приведут эти развития?
- Развития зависят от позиций руководства Армении, армянских политических сил. Подчеркну вновь: нет нужды в манерности, это место для маневрирования, ЕврАзЭС и ЕС – не тождественные организации. В ЕврАзЭС нас заставляют идти, в ЕС мы идем сами, и тут нельзя ставить знак равенства. Евразийский союз – это попытка восстановить Советский Союз, и она должна быть однозначно отвергнута.
- Как бы наше руководство не опровергало отклонение вектора экономического развития Армении и утверждало, что мы идем в Европу, однако, о теме обсуждения на недавней московской встрече между Путиным и Саргсяном информации не было, не было прояснено, достигнуто ли соглашение, тогда как до визита ходили слухи о вероятности подписания документов. Как, по-вашему, отличаются ли дела и слова политической власти Армении?
- Вероятно, многим кажется, что можно маневрировать, создать иллюзию вовлеченности, но развития покажут, когда Армения будет готова принять решение. Руководство Армении в этом вопросе, пожалуй, нуждается в широкой общественной поддержке во избежание внешнего давления и защиты интересов собственной страны. В этом вопросе понять логику откладывания решения до последнего момента понять можно, но это не рационально.
- А когда наступит этот последний момент: это будет до президентских выборов?
- Не думаю, что идея Евразийского союза – это тот вопрос, который можно откладывать, где можно маневрировать или выбирать момент решения. Это вопрос, по которому нужно ясно и четко сказать русским: Армения избрала свой путь, он не противоречит духу отношений Армении и РФ, и для поддержания своих отношений с РФ на естественном уровне Армения не нуждается в других шагах. Членство в Евразийском союзе не проистекает из интересов Армении. Здесь стоит проблема независимости Армении, и я не думаю, что существует какая-то политическая цель, из-за которой ее можно уступить.
- Были слухи, что обещают выделить 2 миллиарда…
- Хоть 10 миллиардов. Можно ли заменить чем-то независимость? Руководство Армении, я уверен, осознает серьезность момента. Кажется, все политические силы хотели бы иметь большую свободу выражения, однако, здесь имеется комплекс: многие с трудом представляют, как сказать России «нет»? Желательно, чтобы оппозиция и власти в этом вопросе смогли выступить с совместной принципиальной позицией, проистекающей из интересов Армении. Евразийский союз – против наших интересов, и в этом стратегически важном для развития Армении вопросе мы не должны руководствоваться тактическими соображениями.
- Опасность двойника Советского Союза чувствуют также в Европе и посылают сигналы, чтобы Армения отступила от ЕврАзЭС. Насколько Европа может вмешаться в эти отношения?
- Приоритетная роль тут у руководства Армении и армянского общества. Европа не может опередить Армению и вместо нее принимать решения или давать советы. Европа, США или какая-либо другая страна могут поддержать Армению или воздержаться, но ответственность за решение лежит на нас. Не нужно ждать сигналов, чтобы сформулировать и высказать эти решения.
- Объемы торговых оборотов Армения-ЕС и Армения-СНГ примерно равны – по 29%, причем, в сравнении с прошлым годом, в прошлом году оборот с СНГ вырос, а с ЕС несколько уменьшился. Фактически, как бы Армения не стремилась в ЕС, с Россией у Армении экономические отношения развиваются быстрее, учитывая вовлеченность России в нашу экономику?
- К сожалению, экономика Армении оказалась под основательным контролем российских экономических и политических интересов. Сегодня Россия контролирует стратегическую инфраструктуру Армении, производственную базу, ряд жизненных сфер. Ситуация грозит независимости и суверенитету Армении, и необходимы общественная воля и государственное честолюбие, чтобы предпринять шаги по исправлению этой ситуации.
Трудно отметить все причины, которые привели к этой ситуации, однако, считаю, что практика, начавшаяся со сделки «имущество против долга» и набравшая потом обороты, - уступка производственных и инфраструктурных мощностей Арменией России, вместо того, чтобы сезонно усмирять расценки долга Армении и стратегических поступлений, - все это сыграло большую роль в формировании подобной унизительной практики, подпитывающей ее морально-психологической атмосферы и той терпимости, в условиях которой эта практика продолжается. Эту ситуацию нельзя оправдать, и рационального объяснения ей дать невозможно.
- А до каких пор Армения может маневрировать между ЕС и ЕврАзЭС?
- Сам вопрос о маневрировании уже неуместен. ЕС и ЕврАзЭС – не тождественные структуры. ЕврАзЭС – это идея, вокруг которой сегодня посредством давления делается попытка усмирить, пожалуй, и предотвратить интеграцию бывших советских республик, в том числе и Армении, в европейскую правовую, политическую, общественную и экономическую систему, законсервировав их в советской орбите.
С Евросоюзом эта идея никак не совместима. Она также вредна для Армении и должна быть непреклонно отвергнута, так как не способствует развитию Армении, но наоборот, растворяет даже то, что удалось создать и сохранить в течение прошедших двух десятилетий.
- Но представители власти Армении, а недавно и министр финансов Ваче Габриелян, заявляют, что можно быть членами этих двух и любой другой региональной структуры.
- Если такая точка зрения высказана, то об этом нужно не просто сожалеть, но и осудить ее, так как она пренебрегает очевидными в постановке вопроса логическими и политическими противоречиями. Нет другой причины стать членом ЕврАзЭС, кроме на удивление распространенного в нашем народе пиетета вперемешку со страхом в отношении российского государства, который иногда перемешиваясь со всплесками советской ностальгии, приводит к таким несуразным иллюзиям, коими являются убежденность в выходе из ситуации с помощью совместных с Россией «маневров», или убежденность в том, что ЕС и ЕврАзЭС – понятия совместимые.
- Как вы считаете, увеличит ли ЕС финансовую поддержку Армении, чтобы отвести ее от членства в ЕврАзЭС?
- Полагаю, Армения сама должна попытаться вывести себя с пути следования в ЕврАзЭС и не маневрировать, ожидая, что кто-то удержит ее за руку. Это вопрос нашей ответственности, вместо нас никто это не сделает.
- Какова здесь роль США, и каков потенциал экономических отношений США -Армения?
- Потенциал экономических отношений США - Армения большой, однако, он еще не осознан и не претворен должным образом. В Армении нет какого-либо серьезного американского экономического присутствия, однако, причина этого в том, что сама Армения не проявила интерес в этом направлении.
Полагаю, что потенциал имеется в сферах ядерной энергетики, космических платформ, например, развития космических средств связи, а также в сфере гражданской авиации и других наукоемких сферах современного технологического характера. В этих направлениях Армения должна вести конкретную работу, одновременно обеспечивая формирование соответствующего законодательного, правового регулирующего поля и укоренение соответствующей практики.
- После визита премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна в США было распространено короткое заявление, в котором отмечалось также о возобновлении программы «Вызовы тысячелетия». Как, по-вашему, обозначает ли это укрепление демократии в Армении, шаг по укреплению экономических связей, или это просто американская помощь Армении?
- Не уверен, что возобновлено участие Армении в этой программе, хотя премьер, по всей вероятности, обсудил там такую возможность. Возобновление этой программы, конечно, будет полезно Армении. По этой программе прежде успешно был осуществлен ряд проектов инфраструктурного развития, и будет хорошо, если Армения и в дальнейшем сможет воспользоваться такими возможностями.
Тем не менее, меня беспокоит то, что на 21-ом году своей независимости Армения продолжает оставаться зависимой от внешней помощи. Это серьезная проблема, которая бьет по авторитету и рейтингу нашей страны, как в наших собственных глазах, так и в глазах международной общественности.
Армения должна суметь освободиться от этой практики и серьезно заняться развитием страны, так, чтобы благодаря резкому усилению модернизации, производительности и эффективности, страна смогла перейти в орбиту прибыльности и составлять свой бюджет не за счет внешних пожертвований и поступлений, но налоговых доходов из собственной экономики.