Украина, как признают и сами представители украинского правительства, является «энергетическим наркоманом». Со своей устаревшей тяжелой промышленностью она тратит природный газ, словно наркозависимый. И как любой наркоман, она до гроба будет зависеть от своих поставщиков.
Россия с ее огромными месторождениями газа является основным поставщиком газа Украины. В последние годы с Киевом все чаще доходило до разногласий в вопросах цены поставок газа и даже до газовых войн. В разгар зимы на несколько недель возникали перебои с поставками. С момента последнего конфликта в январе 2009 года Украина должна платить одну из самых высоких в Европе цен за газ. Страна в финансовом плане находится в тяжелом положении, и этим не преминула воспользоваться в политическом плане Россия. В 2010 году была достигнута договоренность о временном предоставлении скидки на газ в обмен на продление присутствия Черноморского флота РФ до 2047 года (согласно предыдущему соглашению флот долен был покинуть Севастополь в 2017 году). Однако сегодня цены вновь значительно выше этого уровня. Кроме того Россия дальше наступает - Киев должен вступить в Таможенный союз, в котором доминирует Москва, что окончательно поставит крест на сближении Украины с Европой и вновь сделает страну, получившей независимость лишь в 1991 году, сателлитом России.
Украина под руководством авторитарного президента Виктора Януковича на протяжении долгого времени противится этому давлению. Янукович совсем не хочет стать мелким князьком Москвы. В этой связи представители украинского правительства принимают все больше попыток освободить страну от оков российского влияния.
Недавно Украина перешла к контрнаступлению. Киевские политики в течение нескольких месяцев пытаются перечеркнуть планы по гегемонии российской компании Газпром. Своей целью они выбрали «любимую игрушку» Путина – многомиллиардный проект «Южный поток» - проведение газопровода из России через Черное море на европейский рынок.
Так же как и газопровод «Северный поток», этот трубопровод идет в обход Украины. Таким образом, Киев должен лишиться главного козыря в своей игре за независимость – транзитные пути, через которые Газпром в течение десятилетий проводил большую часть газа в Европу. Если Москве удастся провести миллиарды кубометров газа, который год за годом текли по украинским трубам, через дно Балтийского и Черного морей, Киев окажется обезоружен.
Для того чтобы заблокировать проект «Южный поток», украинские дипломаты хотят в первую очередь добиться того, чтобы ЕС не предоставлял эксплуатирующим компаниям привилегии при использовании черноморского трубопровода. Газпром, по всей вероятности, стремится обойти европейские правила, согласно которым к трубопроводу должен быть открыт доступ всем другим участникам рынка. Если это произойдет, то, по мнению Украины, и без того баснословно дорогой трубопровод (один лишь морской участок длиной 925 километров от России до Болгарии стоит 10 миллиардов евро) окажется без финансирования. Прибыль, на которую так надеется монополия, улетучится, и другие будут пользоваться тем, что оплатила Россия. О том, как такого исхода боится Москва, стало ясно во время визита Ангелы Меркель в Россию в ноябре прошлого года. Согласно сообщениям СМИ, Владимир Путин тогда обратился к Меркель с просьбой не применять новые европейские правила к «Южному потоку». Такой подход Путин назвал просто «нецивилизованным».
Киев нажимает сегодня именно на это больное место. Посол Украины в Германии Павел Климкин недавно подтвердил, что Украина в Еврокомиссии пытается блокировать столь важное исключение из правил для «Южного потока». Данное исключение не является ни «целесообразным», ни «честным», говорит посол, ссылаясь на правовые нормы ЕС, согласно которым подобные исключения допускаются только в случаях, когда инвестиции улучшают конкуренцию или безопасность газоснабжения. Но к «Южному потоку» это не имеет отношения, поскольку этот трубопровод преследует лишь геополитические цели России - вовлечение Украины в систему гегемонии Москвы.
В Еврокомиссии, по-видимому, прислушались к аргументам Киева. Брюссель в свое время предоставил «Северному потоку» и прилегающим веткам, по которым с 2011 года течет российский газ в ЕС, преференции. При определенных обстоятельствах конкуренты могут быть отстранены от использования трубопровода. Однако что касается газопровода через Черное море, в Брюсселе нет единства. Согласно сообщениям Еврокомиссии, комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер хотя и не является врагом «Южного потока», не расценивает этот проект как приоритетный. Причиной тому служит тот факт, что путинский трубопровод с одной стороны, возможно, откроет новый путь для поставок, но мало будет способствовать независимости Европы, потому что, как и в случае с «Северным потоком» или украинской трубой, по газопроводу будет идти только российский газ. То есть зависимость Европы от Москвы не станет меньше.
В борьбе между европейскими «газовыми наркоманами» и восточными дилерами Еврокомиссия может стать чем-то вроде собаки для обнаружения наркотиков. Брюссель, похоже, уже взял след в поисках путей для поставок газа.