Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Перед старым Новым годом в Грузии начался первый этап большой амнистии. В воскресенье, 13 января, на свободу вышли все 190 т.н. политзаключенных. Так называемые потому, что сам статус «политический заключенный», который одобрили депутаты, представляющие парламентское большинство, очень спорный и спровоцировал в обществе разные, в том числе, радикально противоположные мнения.

Перед старым Новым годом в Грузии начался первый этап большой амнистии. В воскресенье, 13 января, на свободу вышли все 190 т.н. политзаключенных. Так называемые потому, что сам статус «политический заключенный», который одобрили депутаты, представляющие парламентское большинство, очень спорный и спровоцировал в обществе разные, в том числе, радикально противоположные мнения.
 
С одной стороны, это было вызвано тем, что Комиссия по изучению и составлению списков т.н. политзаключенных во главе с председателем Комитета по правам человека Экой Беселиа почему-то поспешила с составлением списков и определением статуса для того или иного заключенного.
 
К тому же, были проигнорированы многие замечания. С другой стороны, некоторые неправительственные организации, например, Союз молодых юристов Грузии (СМЮГ) и «42 статья Конституции», покинули рабочую группу из-за разногласий. Как заявила председатель СМЮГ Тамар Чугошвили, изучение дел заключенных, которые были в списке, проходило очень поверхностно, небрежно, был только голый список без сопроводительных заключений. СМЮГ и «42 статья Конституции» взяли ответственность только за тех 55 осужденных, дела которых они подробно изучили и к которым прилагались квалифицированные правовые заключения. По словам Чугошвили, во всех 55 делах явно прослеживался политический мотив и поэтому, они решили, причислить их к политическим заключенным.

Еще один острый повод, неприемлемый для определенной части общества в том, что в списке «политзаключенных» есть люди, которые отбывали наказание за шпионаж против Грузии. Среди них и российские граждане. Президент наложил вето на новый Закон об амнистии, принятый парламентом в декабре прошлого года. Но депутаты из коалиции «Грузинская мечта» в тандеме с новой фракцией, которая состоит из бывших членов ЕНД, набрали нужное количество голосов и преодолели вето. Закон вступил в силу после того, как председатель парламента Давид Усупашвили поставил свою подпись, 12 января 2013 года. Согласно парламентскому постановлению, сразу же после этого, «политзаключенных» незамедлительно должны были освободить из всех пенитенциарных заведений Грузии.

13 января, с 10.00 часов утра, со всех тюрем начали освобождать заключенных. Самый многочисленный контингент освобожденных был из нашумевшей №8 Глданской тюрьмы предварительного заключения - выпустили 80 заключенных со статусом «политзаключенные», затем из №9 Тбилисской тюрьмы «Матросов» – 41 человек. Как исторический момент оценили освобождение т.н. политзаключенных председатель парламентского Комитета по правам человека, один из авторов Закона об амнистии – Эка Беселиа, народный омбудсмен Грузии Уча Нануашвили, которые находились в Глданской тюрьме и приветствовали теперь уже бывших заключенных.

Омбудсмен заявил, что все освобожденные были невиновными: «Я считаю, что справедливость восторжествовала, эти люди не совершали какого-либо конкретного преступления, их преследовали только по политическим мотивам. Поэтому, важным является не только день их освобождения, но и то, проявит ли власть внимание, которое состоит в проведении разных реабилитационных программ, так как они нуждаются в помощи и заботе после освобождения». Нануашвили подчеркнул, что в течение двух месяцев будут освобождены еще около 3 000 заключенных: «Считаю, это важным шагом, так как в обществе есть ожидание того, что существующие строгие приговоры будут смягчены, или хотя бы та политика, которая продолжалась годами, та же самая политика нулевой толерантности.
 
Это фактически является наказом, требованием общества. Разумеется, есть серьезные риски того, что может вырасти криминальность, но в целом, процесс необходимый, хотя и болезненный». Для предотвращения новой волны криминала, омбудсмен посоветовал провести дополнительные меры, в частности, временно перевести на чрезвычайный режим работы некоторые правоохранительные органы.

Противоположного мнения придерживается парламентская оппозиция, и считает недопустимым освобождение шпионов и государственных преступников. Для них 14 января - позорный день, когда на свободу выпустили сразу всех тех, кто своими осознанными действиями подрывали безопасность и государственность страны. «Разве можно объявить российского гражданина, например, Шкрыльникова ( осужден за шпионаж на 14 лет; координировал работу разведывательной сети ГРУ в Грузии), политическим заключенным на территории Грузии?» - возмущается один из депутатов от оппозиции.

В то же время возникает вопрос: почему нельзя было внести на рассмотрение депутатов вопрос об обмене российских шпионов на грузинских граждан, которые отбывают наказания в российских тюрьмах с аналогичными приговорами? Ведь можно было немного дольше поработать и на очередных российско-грузинских переговорах с участием Григория Карасина и Зураба Абашидзе, инициировать эту проблему?! Все-таки, странная поспешность...

P.S. 7 мая 1920 года демократическая Грузия подписала договор с советской Россией. Десятый параграф данного договора обязывал Грузию освободить всех заключенных, которые на территории Грузинской демократической Республики действовали на благо российской коммунистической партии, иными словами, занимались шпионажем.
 
Ради признания Россией независимости Грузии, тогдашняя грузинская демократическая власть вынуждена была освободить из тюрем всех шпионов, т.е., говоря современным языком, политзаключенных, которые выполняли поручения большевистско-коммунистической России. Именно они, спустя несколько месяцев, принимали участие в аннексии и оккупации Грузинской демократической республики российской рабоче-крестьянской армией.