Скупой и бережливый, с длительным опытом управления за плечами и, наконец, занимающий наименее левую позицию в спектре политической идеологии — таков необходимый набор качеств для идеального министра финансов, способного удерживать государственный бюджет в предписанных рамках, согласно одному из последних исследований немецкого центра Zentrum für Europäische Wirtschaftsforschung (Zew). Это один из самых известных на континенте центров, в нем работает почти 200 сотрудников, он финансируется некоторыми землями и федеральным правительством Берлина, но основные контракты на исследования поступают от Европейского Союза. Итак, идеал «министра в пробирке», нарисованный Европейским центром экономических исследований на основании данных последних тридцати лет, помогает понять, о каком будущем министре финансов в Италии после Джулио Тремонти и Витторио Грилли, а также о каком возможном кандидате на пост «суперкомиссара» ЕС, осуществляющего контроль за бюджетами национальных государств, мечтает Берлин. Именно канцлер Ангела Меркель в прошлом году внесла предложение создать в Брюсселе должность цензора за соблюдением финансовых законов. Ее поддержал Стефано Фассина, ответственный за экономику в Демократической партии, в своем последнем интервью газете «Financial Times».
Читайте также: Все дальше от идеала Большой Европы
«Его основная задача — гарантировать выполнение общих задач бюджета. Кроме того, его естественная цель — сбалансировать траты других министерств». Согласно автору исследования по оптимизации экономики Марку-Даниэлю Мессингеру (Marc-Daniel Moessinger), основная и даже единственная миссия министра финансов заключается в том, чтобы не допустить дефицита баланса. «Он должен стать фискальным мозгом правительства», - добавил он, уступив на мгновение риторике после периода исследований, основанных на множестве цифровых и табличных данных.
Чтобы достигнуть жестко поставленных целей, мужчина или женщина с политическим опытом за плечами больше подходит для этого поста, чем теоретически прекрасно подготовленный, но неопытный в практических действиях человек. Этот вывод вызывает некоторое удивление, ввиду сугубо «технического» характера исследования. Но важен не столько опыт работы в политических партиях, сколько практическая работа в правительстве: «Опытный министр финансов лучше разбирается в уловках своих коллег в правительстве, к которым они прибегают с целью привлечения больших ресурсов для своих министерств». Статистические данные с 1980 по 2010 годы подтверждают выдвинутую гипотезу: «В каждый последующий год службы в качестве министра финансов отношение дефицита бюджета к ВВП снижается примерно на 0,26 процентных пункта». Подобная корреляция между фискальной жесткостью и предшествующим опытом применима к деятелям в любой области правительства. Италия не очень хорошо вписывается в рамки исследования по числу министров, сменившихся за последние тридцать лет (их было 12, что ближе к Греции, в которой сменилось 13 министров, чем к Германии, где было 7 министров). В Италии в среднем каждый министр финансов занимал свой пост в течение 2,3 года, в то время как в Германии — 4,6 года. Опыт работы в правительстве итальских министров финансов достигает 4,2 года, но не достигает 5,3 года, как у немецких. Эти показатели коррелируют с соответствующими дефицитами бюджетов, как показало исследование.
Также по теме: Каким будет лицо Европы после выборов 2013 году
Факт получения экономического образования в университете «существенно не влияет на управление государственным долгом». Тем лучше, хочется сказать, потому что в нашей стране было много министров финансов, которые изучали юриспруденцию. Они составляют 50%, а министры, изучавшие экономику, - 67% (при подсчете принималось во внимание второе образование). Как известно, Джулио Тремонти получил юридическое образование, он занимал пост министра финансов от правой партии с 1994 по 1995 годы, с 2001 по 2004 годы, с 2005 по 2006 годы и с 2008 по 2011 годы. Другой выпускник юридического факультета Сильвио Берлускони занимал пост исполняющего обязанности министра экономики только несколько дней летом 2004 года, поэтому его роль не является статистически значимой, как говорит Мессингер. Но если в будущем самовыдвижение бывшего премьер-министра на пост министра экономики будет имет успех, то его деятельность будет учтена. Что касается партийной принадлежности, то здесь вывод ясен: «Идеология министра финансов оказывает существенное влияние на результаты его деятельности. Например, отношение дефицита бюджета к ВВП увеличивается, если министр финансов принадлежит к левой партии». Это все равно что сказать, что в Европе больше нет сторонников теории Кейнса былых времен. С другой стороны, но это имеет значение скорее для будущего, чем для современной истории, сама Демократическая партия предлагает четко соблюдать Европейский договор о стабильности, координации и управлении в экономическом и валютном союзе, то есть всю совокупность жестких ограничений бюджета. Договор вступает в силу 1 января независимо от того, кто выиграет выборы.
Читайте также: Европа в 2013 году - год решений
Следовательно, приговор экономистов таков: «Разумно предположить, что министры финансов, которые понимают механизм принятия политических решений, имеют преимущество перед сравнительно неопытными в этом плане министрами. Министр финансов, бывший в прошлом членом правительства, доказал свою способность выжить в политике. Кроме того, это доказывает его способность к самоутверждению и решительность, которая скажется при работе на новом посту». Только тот, кто выживает в политике, может проводить наилучшую «политику» - таков вывод немецких техников.