Ярких событий в минувшем году все-таки хватало. Однако все они были лишь разрозненными фрагментами в целом мрачной картины нашей политической действительности.
Президент все теснее закручивает гайки, держа на коротком поводке как оппонентов, так и «Могучую кучку» из собственного окружения.
Оппозиция стремится любой ценой разрушить раздражающий миф о своей немощности, бросается в первую попавшуюся драку, работая, однако больше для картинки, чем на реальный результат. Россия ворон также не ловит и, пользуясь беспомощностью Украины, газовой палкой энергично загоняет ее в тесные «братские» объятия.
Народ на все это глядит исподлобья, однако пока молчит. О чем говорит это молчание, мы неизбежно вскоре увидим.
То, что большая часть российской элиты считает украинскую независимость «историческим недоразумением», ни для кого не секрет. Отдельной территорией она, стиснув зубы, еще могла бы признать противную Галичину, однако не Крым же с Донбассом и, не дай Бог, отнюдь не Киев - мать городов русских, без которого вся величественная история современной России выглядит чем-то, мягко говоря, недостроенным.
Следовательно, «историческое недоразумение» надо при первой возможности устранять.
Формально, конечно, признанное всем миром независимое государство не заграбастают. Впрочем, формальности - дело десятое. Главное, чтобы Украина подчинялась России фактически, вошла в ее внешнеполитическую орбиту, сдала основные экономические мощности и, конечно же, заговорила на «великим и могучем».
Без этого в «Русском мире», извините, никак.
Геополитический шпагат, в котором Украина растянулась в результате суеверных страхов своего президента, поставил вопрос нашего дальнейшего движения просто таки ребром. Или туда, или сюда, или оставайтесь в своем шпагате пока государственное тело окончательно не онемеет.
Терпение начинает заканчиваться и в Европе, и в США, однако именно наши восточные «партнеры» демонстрируют это наиболее красноречиво. Они видят, что более благоприятной возможности для воплощения их замыслов трудно ожидать, а потому выглядят как никогда принципиальными.
Янукович получил суровый отпор накануне запланированного визита в Москву. Его российский коллега ясно дал понять: пока Украина не подаст заявку о фактическом присоединении к Таможенному союзу, ни о каком сотрудничестве и говорить нечего. Точка. Все или ничего.
Бедный Виктор Федорович с головой погрузился в себя. Никаких комментариев не дает. Чем закончатся его размышления, сегодня однозначно не берутся прогнозировать даже мудрейшие из политологов.
Так бывает только в самые ответственные для государства моменты, в ситуациях «или, или». Украинский Цезарь подходит к своему Рубикону. И Цезарь в данном случае, далеко не один лишь президент.
«Вот все у вас, как на параде!»
Казалось бы, уже одно только географическое положение Украины обрекает ее на многовекторность во внешней политике. И Евросоюз, и Россия являются нашими соседями, а с соседями мудрый человек всегда живет в ладу.
Впрочем, соседи бывают разные. Некоторые из них принципиально игнорируют интересы ближнего своего, не считая его за ровню. С такими как уж кто себе посоветует. Кто-то прекращает разговаривать, а другой, стиснув зубы, улыбается и всячески заискивает. Этими, другими, как правило, все всегда пренебрегают.
После конфликта между президентами было удивительно интересно слушать телевыступления представителей Партии регионов. Еще бы! Когда еще придется услышать из уст безнадежно пророссийского Вадима Колесниченко слова о «важности противодействия диктату Кремля в Таможенном союзе»?
Обычно уравновешенный седовласый Владимир Олийнык пошел еще дальше и в студии «Шустер-Live» безапелляционно назвал Таможенный союз с Россией «восстановленным СССР, где отношения строятся на принципах старшего брата, а все договоры принимаются исключительно по беспределу».
Что после этого может добавить оппозиция?
В действиях президента Януковича порой трудно отыскать логику, впрочем, некоторую закономерность не заметить тяжело. Он абсолютно не воспринимает никакого давления на собственную личность и в этом является крайне последовательным.
Если бы в Таможенный союз его приглашали чуть более уважительно, он бы, скорее всего, охотно согласился.
А что? Для него самого, как и для тех, кто его окружает этот вариант является далеко не худшим. Там, по крайней мере, все привычно и понятно. Российские «беспредельщики», конечно же, будут пытаться отобрать у донецких ребят самые лакомые куски, однако они и сами не лыком шиты и как-то уж справиться смогут.
Зато в прокрустово ложе европейских правил специфика правления Виктора Федоровича ну никак не укладывается. Его диалог с западными чиновниками заставляет вспомнить Булгаковское «Собачье сердце», где во время ужина Шариков беседует с профессором Преображенским:
«Вот все у вас как на параде, - жалуется Шариков, - салфетку - туда, галстук - сюда и «извините» и «прошу-мерси», а так, чтобы по-настоящему, так нет. Мучаете себя, как при царском режиме !»
«А по-настоящему это как, позвольте полюбопытствовать?», - Спросил профессор. Шариков ничего не ответил, зато поднял рюмку, громко произнеся: «Желаю, чтобы все!».
Я, однако, далек от отождествления украинского президента с Шариковым. Шариков собственного мнения почти не имел, вполне находясь под влиянием председателя домкома Швондера.
Виктор Федорович «швондеров» если и слушает, то в итоге делает все равно по-своему. В этом его уникальность.
«Я бы с удовольствием взял частями, но мне нужно все!» (так у автора - прим. переводчика).
Вышеприведенная цитата взята из книги «Золотой теленок» Ильфа и Петрова. Она, кстати, также прозвучала во время застолья. Именно такими словами великий комбинатор Остап Бендер объяснял собственные методы работы простоватому мошеннику Шуре Балаганову.
С Остапом Бендером в данном случае я бы сравнил Путина, впрочем соответствие, как и в предыдущем случае, не стопроцентное. Оба персонажа являются достаточно амбициозными, изобретательными и упорными в достижении собственных целей. Впрочем, литературный персонаж не имел никаких отягчающих комплексов, чего о Владимире Владимировиче никак не скажешь.
Вспомним начало правления Януковича, когда между ним и российскими лидерами, казалось бы, царствовала полная идиллия. «Братьям» без единого выстрела сдали Черноморский флот, позволили монопольно поставлять топливо на украинские «атомки», «братские» креатуры назначили министрами образования и обороны, чуть позже в пользу «языка» тщательно перекроили языковое законодательство... Все это просто так, по-добрососедски. Напрасно: ни один из этих жестов так и не был оценен.
На самом деле дьявол прячется в специфике великорусского мышления, которое, как уже упоминалось, упорно отказывается видеть в Украине самостоятельного внешнеполитического игрока с собственными национальными интересами. А если игрок не самостоятельный, то какие он может делать уступки? Он ничего России не отдает, а просто возвращает то, что и так всегда было российским!
Естественное для независимой страны стремление выгодно сотрудничать с различными наднациональными образованиями в российском МИДе ехидно трактуют как попытку быть «немножко беременной».
Отказ сдавать в аренду газотранспортную систему президент России недавно назвал «стратегической ошибкой», которая фактически превратила украинскую трубу в груду металлолома.
Посол РФ в Украине Михаил Зурабов после этого уточнил, что время для создания трехстороннего консорциума по управлению украинской ГТС уже истекло и сейчас можно говорить разве что о двустороннем, российско-украинском формате.
Читаем между строк: хотите дружить с братской Россией, забудьте о Европе. Раз и навсегда.
Различные формальности, такие как, например, тот факт, что евроинтеграция определена приоритетным внешнеполитическим курсом в Конституции Украины, Россия устами своего протеже, лидера «украинского выбора» Виктора Медведчука, предлагает устранить всенародным референдумом.
Его результаты должны обязательно оказаться такими, как нужно Кремлю. По крайней мере, информационную почву для этого начали активно готовить еще год назад.
Если Янукович откажется тянуть Украину в «Русский мир», Россия окончательно откажется от него. Таким образом украинский Гарант накануне президентских выборов не сможет эксплуатировать имидж главного друга России, который является единственно выигрышным в базовых электоральных регионах.
В противовес ему через российские СМИ там будут активно раскручивать нового, на самом деле пророссийского лидера. Пока наиболее вероятным претендентом на эту роль является тот же Медведчук, кум Путина и Медведева.
Этот персонаж, однако, многими избирателями воспринимается как политический покойник, поэтому не исключено, что в конечном итоге ставку сделают на более презентабельных Сергея Тигипко или Валерия Хорошковского.
Обе кандидатуры являются довольно уязвимыми для критики, однако не стоит забывать про возможности российских пиар-служб. Их мощность во всей красе проявилась во время кампании коммунистов на последних выборах.
Благодаря щедрым финансовым инъекциям «серпасто-молоткастые» прибавили в рейтинге более чем вдвое, подняв уровень собственной поддержки с предынфарктных 5% до целых 13%. Вот тебе и динозавры!
Наша хата с краю?
Понимаю, что именно таков устоявшийся стереотип об украинце. Наверное, он и впрямь сформировался не на пустом месте, однако не хочется верить, что наш болевой порог настолько безграничен.
Сдали Черноморский флот? И черт с ним! А нам что? Сделали русский региональным? И пусть идут к черту! Лично я и дальше буду общаться на украинском, однако ни на какой Майдан не поеду!
Сфальсифицировали выборы? А причем здесь я? Пусть оппозиция этим занимается!
По большому счету, оказавшись во внешнеполитическом тупике, власть готова хоть завтра в Таможенный союз, однако инстинктивно где-то еще опасается массовых беспорядков.
Как-никак, а большая часть населения очевидно стремится именно в Европу и среди желающих туда интегрироваться есть и немалая часть электората самой Партии регионов. Страхи такие однако могут быть очень недолговечными.
Чтобы понять, что я имею в виду, вспомним, как летом украиноязычная «регионалка» Анна Герман комментировала принятие пресловутого закона Колесниченко-Кивалова. Дословно это звучало так: «Я рассказывала своим друзьям и соратникам о том, что когда у моих земляков галичан, забирали заводы и фабрики - они молчали. Но я говорила, что если кто-то попытается забрать язык, они этого не отдадут. И вот когда к Украинскому дому вышло только 150 человек, я опустила глаза со стыдом. Я ошиблась. Люди не вышли».
Пассивность общества - карт-бланш для власти. Чем больше мы молчим, тем меньше они обращают на нас внимания. Впрочем, скоро и вовсе перестанут замечать. Ведь зачем беспокоиться о том, что позволяет себя игнорировать?
28 октября протестные настроения украинцев вылились в массовое голосование за оппозицию. Причем за оппозицию радикальную, а не умеренную. С треском пролетела широко разрекламированная «Украина-вперед!» Ниже плинтуса опустили экс-президента Ющенко, который попытался поиграть в «единственного, неподконтрольного Кремлю».
Зато молодые и потенциально боеспособные УДАР и «Свобода» по пропорциональным спискам даже несмотря на манипуляции взяли 14% и 10,5% соответственно. Еще почти 26% проголосовало за Объединенную оппозицию. Всего - 51%.
«Свобода» действительно показала кулаки в первый же пленарный день. Националисты сильно побили двух новоявленных «тушек» и эффектно протралили русскоязычное выступление упомянутого уже Колесниченко.
Впрочем, кулаки оппозиции в Верховной Раде являются эффективным оружием лишь тогда, когда под законодательным органом стоит не менее нескольких тысяч тех, кто их поддерживает. Без этих людей любая решимость депутатов будет восприниматься исключительно как самопиар на голом месте. И действительно, за что драться, если народу все равно! Его хата с краю и ни на сантиметр оттуда не сдвинулась!
Логично, что электорат оппозиции составляют люди, которые точно не хотят в Таможенный союз. Думаю, примерно так же настроено и большинство почти 40% украинцев, которые эти выборы вообще проигнорировали. В целом это - молодые люди, разочарованные цинизмом политической верхушки, которых, однако, вряд ли тянет назад, за «железный занавес».
«Совки», которые ныне являются основой потенциальных сторонников новейшего СССР - это в основном старенькие пенсионеры, у которых кроме прошлого ничего в жизни не осталось. Ясно, что зачастую они смахивают слезу, вспоминая беззаботную молодость, дешевую колбасу и добрые советские фильмы.
Однако этот «ядерный электорат» тает с каждым днем! Еще несколько лет и ностальгирующие по «Союзу нерушимому» окончательно маргинализируются, причем обвинять в этом можно будет разве что неумолимые законы природы.
Именно поэтому сегодня так активизировалась Москва! Для них нынешний шпагат Януковича, возможно, последняя благоприятная возможность удержать Украину в собственной орбите. Для нас же эти события являются, без преувеличений, настоящим тестом на национальную зрелость.
Любому, кто хоть раз был в Европе ясно: сегодняшней Украине до нее - как до неба. Одновременно уверен, - каждый, кто оттуда вернулся, мечтает, что когда-нибудь подобные социальные стандарты станут реальностью и у нас.
Если не мы, то хоть дети все же заживут по-человечески. Надежда - дело не такое уж и призрачное. Когда ее отбирают, человек попадает в другое жизненное измерение и именно тогда становится способным на реальный поступок.
Важно осознать, что если нас все-таки затянут в Таможенный союз, последняя надежда исчезнет окончательно. Коррупция, бедность, управляемые СМИ, вседозволенность «хозяев жизни» и бесправие маленького украинца станут нашей реальностью еще на много лет.
Там, в России, Белоруссии и Казахстане все это уже давно является повседневной действительностью! У нас пока еще - нет. И это тоже стоит отстаивать.
Борьба, конечно, не будет легкой. Однако помните: самая густая ночь наступает как раз перед рассветом.
Перевод: Антон Ефремов.