Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Американский суд обязал Россию платить за библиотеку Шнеерсона

МИД РФ осудил судебное решение окружного суда в Вашингтоне и назвал его «юридически ничтожным»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российские власти обязаны ежедневно выплачивать штраф в размере 50 тысяч долларов до того момента, пока не отдадут американским хасидам так называемую «коллекцию Шнеерсона», – такое решение вынес 16 января федеральный окружной суд в Вашингтоне.

Москва – Российские власти обязаны ежедневно выплачивать штраф в размере 50 тысяч долларов до того момента, пока не отдадут американским хасидам так называемую «коллекцию Шнеерсона», – такое решение вынес 16 января федеральный окружной суд в Вашингтоне. Собрание исторических книг и документов, принадлежавших раввину хасидского движения Хабад-Любавич Иосифу Шнеерсону, было оставлено им в России при эмиграции и в данный момент, как сообщает ИТАР-ТАСС, хранится в Российской государственной библиотеке и в Российском государственном военном архиве.
 
Решение о назначении штрафа было принято судьей Ройсом Ламбертом, несмотря на возражения представителей министерства юстиции США, которые считают, что введение таких санкций только усложнит решение вопроса о библиотеке Шнеерсона. Однако, по мнению адвокатов хасидского движения Хабад Любавич, которое претендует на коллекцию, власти РФ отказываются идти им навстречу и поэтому должны «столкнуться с последствиями».
 
В августе 2010 года судья Ламберт уже удовлетворил иск Хабад-Любавич к российским властям, обязав их вернуть архив представителям движения. Однако тогда российская сторона отказалась выполнять это решение, расценив его как несправедливое и назвав «грубейшим нарушением общепринятых норм и принципов международного права».
 
Российская реакция
 
МИД РФ отреагировал на вынесенное окружным судом Вашингтона решение крайне негативно, назвав его «юридически ничтожным» и заявив, что оно противоречит международному праву. «Вызывает возмущение, что вашингтонский суд пошел на такой беспрецедентный и чреватый самыми серьезными последствиями шаг, как введение штрафных санкций против суверенного государства, – говорится в официальном комментарии. – Американские власти, как мы надеемся, отдают себе отчет, что если российское государственное имущество, не защищенное дипломатическим иммунитетом, подвергнется аресту в США, как того требует «Хабад» в качестве «обеспечительной меры», то мы будем вынуждены предпринять жесткие ответные действия».

Пресс-служба посольства РФ в США в комментарии ИТАР-ТАСС также сослалась на нормы международного права. «Согласно российскому законодательству «коллекция Шнеерсона» является частью культурного наследия страны и не может быть отчуждена, – пояснил представитель посольства. – Мы не считаем «Хабад» законным владельцем коллекции. Сегодняшнее решение суда нарушает закон США об иммунитете иностранных государств, а также международные законы и право России на юрисдикционный иммунитет».

В свою очередь РИА Новости, ссылаясь на заместителя министра РФ Григория Ивлева, сообщают, что последствия принятого вашингтонским судом решения могут отрицательно сказаться на доступе американских граждан к российским культурным ценностям.
 
Позиция американских властей в данном конфликте двойственна. С одной стороны, Вашингтон, в принципе, поддерживает требования Хабад-Любавич, поскольку «Агудас хасидей Хабад» является американской организацией, находящейся в нью-йоркском районе Бруклин. Однако в ходе нынешнего процесса министерство юстиции США выступило против введения штрафа против России, указав, что это лишь затруднит урегулирование проблемы. Адвокат Джоэл Макэлвейн, представляющий интересы американского Минюста, отметил также, что этот шаг «будет противоречить внешнеполитическим интересам США и международным нормам».
 
Российские эксперты назвали судебное решение «бредом»
 
Экс-президент Российского еврейского конгресса Евгений Сатановский в комментарии Русской службе «Голоса Америки» сообщил, что, на его взгляд, вне зависимости от решения суда американские власти будут выступать против дальнейших антироссийских мер.
 
«Руководство страны было в любом случае против того, чтобы это решение принималось, – заявил он, – понятно, что американская администрация не будет заинтересована в том, чтобы обострять из-за этого мало кого интересующего вопроса отношения с Россией». По мнению эксперта, данная судебная ситуация опасна, главным образом, из-за прецедентарного права, которое, в случае если решение будет одобрено, будет означать «возможность для любого наследника любого особняка, архива, музейной коллекции или даже Зимнего дворца и Кремля заявлять на них права».
 
Коллекция ребе Шнеерсона, рассказал Сатановский, в рамках российских законов, считается выморочным, то есть оставшимся без наследников, имуществом. «Оно было описано, сохранено, и сейчас является собственностью российского государства, – добавил он. – А сейчас мне страшно представить, к чему приведет такой прецедент в условиях российского государства, да и любого другого, если судебное решение все-таки будет выполнено».
 
На вопрос о возможных ответных российских мерах, которыми США пригрозил МИД РФ, эксперт ответил скептически. «Так что теперь, суд Архангельской области может присудить США к выплате миллиона долларов в день за войну во Вьетнаме? Сильно в этом сомневаюсь», – пояснил он.
 
«Бредовую» ситуацию с судебным решением Сатановский объясняет «расбалансированием общей системы международных отношений». «Расбалансирование наблюдается и во внутриамериканской системе, – это точно показатель, а уж что дальше будет, – пусть президент решает», – резюмировал он.
 
Эксперт Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов в комментарии «Голосу Америки» пояснил, что в том случае, если решение американского окружного суда будет выполнено, на отношениях двух странах это может отразиться негативно.
 
«То, что это не улучшает отношения, – это совершенно очевидно, – заявил он. – Есть надежда, что это не разовьется, как история с актом Магнитского, и не будет перерастать в другие сферы. Не хочется думать, что целый комплекс таких вот проблем, как акт Магнитского, ответные меры России, история с библиотекой Шнеерсона будут развиваться, и возникнет какая-то критическая масса, которая создаст совсем другую атмосферу отношений между нашими странами».