Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Любой взгляд назад в 2012 год обязательно сосредоточится на трех частях света: еврозоне, Ближнем Востоке, а также Азиатско-Тихоокеанском регионе. А какие вопросы будут доминировать в 2013 году? В список «непредсказуемостей» нужно добавить еще одну страну - США.

НЬЮ-ЙОРК – Любой взгляд назад в 2012 год обязательно сосредоточится на трех частях света: еврозоне, с ее кажущейся бесконечной финансовой неопределенностью; Ближнем Востоке, с его многочисленными потрясениями, включая, в числе прочего, приход к власти братьев-мусульман в дикой гражданской войне Египта и Сирии, которая уже унесла более 60 тысяч жизней; а также Азиатско-Тихоокеанском регионе, с его ростом национализма и политической напряженности после десятилетий пребывания регионом, почти эксклюзивно характеризующимся удивительным экономическим ростом при значительной политической стабильности.

 

Но какие вопросы будут доминировать в 2013 году? Во многом, как говорят французы, «ничто не ново под луной». Таким образом, можно с уверенностью предсказать продолжающиеся трудности во всей Европе, по мере того как страны на юге, в частности, будут бороться за сокращение государственных расходов в целях приведения их налогово-бюджетной политики в соответствие с реальными экономическими возможностями.

 

В отличие от прошлого года Франция, а не Греция и не Испания, вполне может оказаться в центре бури. Это поставит фундаментальные, даже экзистенциальные вопросы для Германии, другой половины тандема, которая была в центре европейского проекта после второй мировой войны. Вероятность того, что Европа в целом покажет незначительный, если вообще какой-нибудь экономический рост, еще более усложнит задачи для должностных лиц правительств, банков и региональных институтов.

 

Кроме того, Ближний Восток остается на ранней стадии революционного перехода. Через год президент Египта Мухаммед Морси почти наверняка еще будет у власти, но остается неясным, как он будет использовать эту власть ‑ и как в результате будет политически и экономически выглядеть Египет. Недавние разногласия по поводу разработки новой конституции раскрывают глубокий раскол общества и правительства, в результате которого приравнивают (и путают) правление большинства с демократией.

 

В отличие от этого, режим сирийского президента Башара аль-Асада, скорее всего, до конца года будет свергнут. Но, как мы видели в других странах региона, окажется гораздо труднее заменить его чем-то доброкачественным и эффективным. Вполне может преобладать гражданская война различных религиозных направлений или может возникнуть борьба между различными оппозиционными группами, настроенными против Асада. Также есть реальная возможность серьезных потрясений как в Бахрейне, так и в Иордании.

 

Наконец, трения в Азиатско-Тихоокеанском регионе вряд ли уменьшатся; в действительности гораздо более вероятно, что они усилятся. Вероятность военного инцидента с участием Китая и одного из его соседей ‑ будь то Японии, Филиппин или Вьетнама – нельзя игнорировать, и остается неясным, смогут ли дипломатические круги региона выдержать эту нагрузку. Новое руководство во многих странах региона, включая Китай, Японию и Южную Корею, делает будущее еще более неопределенным.

 

Что еще мы можем ожидать в 2013 году? Одно вероятное разочарование состоит в том, что глобальные усилия по принятию новых мер по содействию торговле, замедлению темпов изменения климата или регулированию киберпространства, скорее всего, сойдут на нет. Крупномасштабная многосторонность, в рамках которой большинство из 193 стран, признанных ООН, встречаются для достижения договоренностей, стала слишком громоздкой. Вместо этого, максимум, на что мы можем надеяться – это незначительные соглашения между отдельными правительствами или договоренности, которые будут касаться только некоторой части гораздо больших проблем.

 

Самой большой проблемой для мира вполне может быть вопрос, что делать с иранской ядерной программой. Иран ввел в действие большую часть того, что необходимо для производства ядерного оружия. В то же время, санкции, которые были введены существенным количеством стран, приносят иранской экономике значительные потери.

 

Есть признаки растущих дискуссий внутри страны о продвижении программы ядерного оружия ‑ а также о риске не только экономической разрухи, но и военного нападения ‑ вместо принятия дипломатического компромисса. Такой договор наложит ограничения на ядерную деятельность Ирана и потребует, чтобы он больше открыл себя для международных инспекций, чем он когда-либо допускал.

 

Главным вопросом в этом году, таким образом, вероятно, будет следующий: можно ли будет согласовать договор, достаточный для Ирана, но не слишком удовлетворяющий Соединенные Штаты, Израиль и других. Не вызывает сомнений, однако, что 2013 год будет определяться фундаментальным образом тем, будут ли начаты военные действия против Ирана или же их получится предотвратить.

 

В список «непредсказуемостей» нужно добавить еще одну страну: США. Вопрос заключается в том, сможет ли американская политическая система решить проблемы, с которыми она сталкивается и многие из которых она усугубила. США по-прежнему остаются наиболее могущественной в экономическом и военном аспекте страной в мире, но вопросы об их платежеспособности, в свою очередь, ставят под сомнение их способность действовать и быть лидером в мире. Последние события в Вашингтоне были не слишком убедительными. Глобальное развитие не только в ближайшие годы, но также и в ближайшее десятилетие и далее в большой степени будет зависеть от того, смогут ли США лучше справляться со своими внутренними проблемами и разделениями.

 

Ричард Хаас – президент Совета по международным отношениям с 2003 года, в 2001-2003 гг. занимал пост директора Департамента политического планирования при Госдепартаменте США, спецпосланник президента Джорджа Буша-младшего в Северной Ирландии и Пакистане, покинул администрацию Буша в знак протеста против войны в Ираке. Был также специальным помощником президента и старшим директором по вопросам Ближнего Востока и Южной Азии в Совете национальной безопасности при президенте Джордже Буше-старшем.