Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда и каким образом человечество смогло узнать, что физическая близость приводит к рождению детей? Связь между этими явлениями не всегда очевидна. Так на каком же этапе развития находился человек, как вид, когда его вдруг «осенило»?

Когда и каким образом человечество смогло узнать, что физическая близость приводит к рождению детей? Связь между этими явлениями не всегда очевидна: от секса дети появляются не всегда, а если появляются, то между интимной близостью и ее последствиями проходит довольно много времени – обычно требуется несколько недель, чтобы появились первые признаки. Поэтому хочется знать – хотя бы приблизительно, на каком этапе развития находился человек, как вид, когда его вдруг «осенило»?  

 

Вообще-то, человек знал об этом с самого начала. И, несмотря на то, что антропологи и биологи-эволюционисты не могут назвать точное время, все имеющиеся доказательства позволяют предполагать, что люди понимали, что между соитием и рождением ребенка существует какая-то связь. Дело в том, что гомо сапиенс продемонстрировал первые заметные признаки своего когнитивного развития где-то между появлением человеческого рода 200 тысяч лет назад и, по всей вероятности, формированием человеческой культуры около 50 тысяч лет назад. Материальных свидетельств этого знания очень мало, однако на одной из дощечек, найденных археологами во время раскопок в районе Чатал-Хююк (Çatalhöyük) (крупнейшее и наиболее хорошо сохранившееся неолитическое поселение, обнаруженное в южной Анатолии в Турции – прим. перев.), похоже, изображено, как люди себе все это представляли в эпоху неолита. На рисунке с одной стороны изображена обнимающаяся пара, а на другой стороне – мать с ребенком. Более основательный вывод можно сделать, исходя из того, что, хотя объяснения механизма зачатия, принятые в различных современных культурных сообществах людей, могут разительно отличаться, все же каждое из них ясно дает понять, что между физической близостью и появлением на свет детей существует, по крайней мере, частичная связь. 

 

Что же касается того, каким образом люди приобрели то, что биолог-антрополог Холли Дансворт (Holly Dunsworth) называет «репродуктивным сознанием», то здесь предположения еще более туманны. Вероятнее всего, они уловили суть вопроса, наблюдая циклы воспроизводства животных и вообще замечая, что женщины, которые не спят с мужчинами, не беременеют. Однако это не означает, что древние люди – а, по правде говоря, и современные тоже – воспринимали или воспринимают это явление с практической, «прикладной» точки зрения – как процесс, во время которого сперматозоид соединяется с яйцеклеткой. Такое понимание доступно только тем, кто достаточно образован в этой области. 

 

Приблизительно в начале 20 века некоторые антропологи, которые работали в таких местах, как Австралия и Новая Гвинея, сообщали, что объекты их исследований не видят связи между половой жизнью и рождением детей. Однако последующие исследования показали, что эти ошибочные сообщения были в лучшем случае полуправдой. Например, в 1927 году Бронислав Малиновски (Bronislaw Malinowski) заявил, что, по мнению жителей островов Тробриан (официальное название – острова Киривина, принадлежащие Папуа-Новой Гвинее – прим. перев.), в зачатии ребенка отец не играет никакой роли. Правда, позднее антропологи, занимавшиеся изучением этой же самой группы людей, услышали от островитян, что мужское семя необходимо для «свертывания» менструальной крови, остановка которой, по их мнению, приводит к образованию зародыша.     

 

И даже при том, что традиционные толкования механизма зачатия, принятые у жителей островов Тробриан, кажутся примитивными и странными, в них все-таки в какой-то мере признается связь между физической близостью и рождением ребенка. И, разумеется, прежде, чем мы, жители Запада, начнем ощущать свое превосходство, следует заметить, что наши преставления о зачатии тоже не отличаются вразумительностью и не соответствуют действительности (во всяком случае, судя по количеству случаев незапланированной беременности в США). Специалист по вопросам феминологии Синтия Эллер (Cynthia Eller) отмечает, что даже допуская, что «возможно, необходимы и еще какие-нибудь события, например, вхождение духовного ребенка через макушку (как у жителей островов Тробриан) или же вселение души в оплодотворенную яйцеклетку (как у католиков) … просто не верится, что женщины рожают детей без какого-либо участия особей мужского пола». 

 

И если мы, люди, по сути дела, всегда как бы понимали, что близость заканчивается роддомом, то сказалось ли это знание на развитии людей как общества? Холли Дансуорт утверждает, что во всем животном мире «репродуктивное сознание» присуще только человеку. Именно благодаря этому особому знанию можно объяснить и возникновение связанных с сексом табу, и наше умение использовать в своих целях репродуктивный потенциал всего живого вокруг – от выведения новых пород собак, до контроля рождаемости людей.