Le Figaro: Как бы вы охарактеризовали отношения Франции и Германии?
Брюно Ле Мер: Отношения Франции и Германии колеблются между соперничеством и сотрудничеством. Сегодня же они сталкиваются с новой и серьезной проблемой: безразличием. Дело в том, что они больше не являются приоритетом ни для одной из сторон. Это безразличие все сильнее охватывает два наших народа и в частности проявляется в практике немецкого языка: если после Второй мировой войны немецкий учили 50% юных французов, то сегодня — не более 22%.
— Что делать?
— Нужно заложить новые основы французско-немецких отношений. Это отвечает интересам нашей страны, потому что отношения с Германией возносят нас вверх. Совместный ВВП Франции и Германии равен ВВП Китая. Кроме того, это отвечает интересам Европы, которая оказалась на перепутье. Будет ли она двигаться в сторону рассредоточения и ослабления? Или же заявит о себе как о политической державе? Она сможет это сделать, только если заложит основы новых отношений Франции и Германии.
— Может ли 50-летний юбилей договора о дружбе Франции и Германии изменить ситуацию?
— Если все ограничится бессодержательными торжествами, отношения так и продолжат работать вхолостую. Эту возможность нужно использовать, чтобы заложить основы новых франко-немецких отношений, которые будут выгодны как для Франции, так и для Европы. Это подразумевает переход от празднования к конкретным проектам и действиям. Что нового произошло после создания Arte, евро и EADS? Ничего. Я же предлагаю сразу несколько проектов: обучение молодежи на французском и немецком языках, формирование общего рынка труда, сотрудничество в таких сферах как здравоохранение, научные исследования, возобновляемые источники энергии. Во-вторых, нужно перейти от отношений глав государств к отношениям народов. Отношения глав государств больше не должны быть барометром отношений двух стран. Нужно установить связи на всех уровнях, между регионами и землями, профсоюзами и социальными службами, на уровне министров, университетов, студентов, учеников... Наконец, необходимо перейти от отношений с ориентацией на Францию и Германию к отноше
ниям с ориентацией на Европу. Нынешняя цель — это не мир двух стран, а дальнейшая интеграция Европы, которая должна стать политической державой и сохранить способность влиять на ситуацию на международной арене на 10, 20 или 30 лет.
— Какая угроза нависла над отношениями Франции и Германии?
— Во время общения с немцами меня в первую очередь удивляет возвращение предрассудков. У нас во Франции воображают себе, что Германия хочет главенствовать в Европе. Мы проецируем на немцев свои собственные страхи насчет нашей модели. Нет, Германия не стремится к главенству в Европе. Франции же нужно выйти на должный экономический уровень, чтобы получить возможность на равных разговаривать с ней. Второй предрассудок: существует хорошая модель, то есть немецкая, и плохая модель, то есть французская. Это не так. У каждого есть свои сильные и слабые стороны. Нам нужно черпать вдохновение в немецких успехах: эффективности среднего и малого бизнеса, общественном диалоге, профессиональном образовании, качестве продукции, конкурентоспособности... Но есть сильные стороны и у нас самих: гораздо большее количество крупных предприятий, энергетическая политика, которая в совокупности с атомным сектором дает нам настоящее конкурентное преимущество. Наконец, нельзя не отметить и нашу демографию. Нам нужно объединить все эти козыри, чтобы создать европейскую модель. Одна из ее ключевых составляющих — это отношения с остальным миром. Мне бы хотелось, чтобы у нас во Франции и Германии начали рассматривать мир с точки зрения перспектив для наших предприятий, занятости и молодежи и перестали считать его угрозой
— Какую инициативу вы предлагаете?
— Давайте избегать громких предложений, за которыми не следует никакой конкретики. Нам не нужен новый договор между Францией и Германией. Я предлагаю составить планы на 2020 год на основе того, какие задачи сформулировал Герхард Шредер на 2010 год. Прежде всего, этот план будет опираться на совместную работу на всех уровнях, не только на уровне глав государств, но и на уровне земель, регионов, социальных служб, университетов. Нужно работать на будущее и разбирать конкретные вопросы: общий рынок труда, обмен студентами, научные исследования, здравоохранение, возобновляемые источники энергии. Давайте также продемонстрируем наши европейские проекты, сравним их, обсудим. Франции пора внести свои предложения насчет европейского строительства, а не отдавать все на откуп Ангеле Меркель. Она уже сказала, какой видит Европу: усиление Европейской комиссии и ослабление роли национальных государств. Я не разделяю этой точки зрения, однако рассматривается именно она. Мне бы хотелось, чтобы Франция как можно скорее внесла свои предложения, чтобы они стали частью французско-немецкой программы на 2020 год.