Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что ожидает Северную Ирландию?

© ФотоНана Шотовна Яковенко
Нана Шотовна Яковенко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Протесты начались 3 декабря после того, как муниципалитет Белфаста проголосовал за сокращение количества дней, в которые можно поднимать флаг Соединенного Королевства над зданием муниципалитета в Белфасте. Для жителей Северной Ирландии поднятие британского флага служит не только напоминанием о том, что регион является частью Соединенного Королевства, но также выражением убежденности, что так должно оставаться всегда.

За последние несколько месяцев толпы патриотически-настроенных демонстрантов успели стать частью городской картины Белфаста. И это после того, как британский премьер-министр Д. Кэмерон объявил, что в июне этого года лидеры «восьмёрки» соберутся в  красивейшем озёрном местечке, Лох-Эрнс,  в двух часах езды на машине от Белфаста. 

Протесты начались 3 декабря после того, как муниципалитет Белфаста проголосовал за сокращение количества дней, в которые можно поднимать флаг Соединенного Королевства над зданием муниципалитета в Белфасте, что, прежде всего, практикуется в дни государственных праздников и дни рождения членов королевской семьи. Для жителей Северной Ирландии британский флаг несет особый политический смысл. Поднятие флага служит не только напоминанием о том, что регион является частью Соединенного Королевства, но также выражением убежденности, что так должно оставаться всегда. Тем не менее, для многочисленных католиков, которых в Белфасте, вероятно, больше, чем протестантов, флаг является напоминанием об их историческом неравноправии. Унионисты-члены муниципалитета проголосовали против ограничений на поднятие флага, но мало кто предполагал, чем это может закончиться.

Протестующие, по большей части жители беднейших кварталов Белфаста, еженощно устраивают демонстрации протеста. Люди в масках, распевающие идеологизированные песни,  едва не парализовали нормальный ход жизни в центре города. В дни наиболее массовых протестов до двух тысяч человек выходили на улицы Белфаста. Большинство их них были настроены более или менее мирно, однако, были и случаи, когда полицейских забрасывали кирпичами и бутылками с зажигательной смесью.   Предугадать, какие акции протеста закончатся насилием сложно: у демонстрантов не наблюдается очевидных лидеров. Периодически возникают «глашатаи» протеста, но чаще всего это просто идейные пустословы или, как говорят местные, «чудаки».

Непредсказуемая природа протестов – лишь одна из проблем, стоящих перед полицией. С начала декабря было арестовано около сотни демонстрантов, ранения получили более 60 полицейских. Против протестующих полицией были  жёстко применены винтовочные патроны с резиновыми пулями и водомёты. В демонстрациях приняли участие не только здоровые парни в капюшонах, но и старики, и мамаши с колясками.  

К сожалению, выступления оказывают негативный эффект на экономику Северной Ирландии. Популярные магазины и рестораны зачастую пустуют по вечерам, а владельцы гостиниц жалуются на массовые отмены брони.  И это в то время, когда  правительство Северной Ирландии пытается подстегнуть экономику путем привлечения туристов и иностранных бизнесменов. Прошлой весной, например,  открылся новый  первоклассный выставочный центр, посвященный кораблю «Титаник», который был построен в Белфасте. Поддерживающий унионистов премьер-министр Северной Ирландии Питер Робинсон и его заместитель-республиканец Мартин Макгиннес в ноябре прошлого года посетили Китай с целью привлечения бизнеса и вскоре собираются нанести повторный визит в эту страну.  Группу компаний недавно в Белфаст привозил посол Японии в Великобритании. Однако, по свидетельству журнала Economist,  представитель местного отделения лоббистской группы «Конфедерация британской промышленности» отмечает, что инвесторы стали проявлять непостоянство .

Протесты еще не успели помешать процессу мирного урегулирования, считают в Лондоне. Политики-унионисты, даже из некогда радикальной Демократической партии унионистов, осудили акты насилия, высказываясь в поддержку поднятия государственного флага Соединенного Королевства. Эти протесты скорее происходят на культурной, чем на политической почве: в них отражаются чувства бедной части населения  Белфаста -  протестантов, которые полагают, что католики получают все, чего ни пожелают, а наследие унионистов растрачивается. По всей видимости, единственное требование унионистов – восстановить практику ежедневного вывешивания флага Соединенного Королевства на здании муниципалитета в Белфасте. Однако не обошлось и без радикальных призывов: один из активистов выступил за прямое подчинение Северной Ирландии Лондону, что и пошатнуло хрупкий мир в стране. Лидеры унионистов организовали форум для обсуждения статуса флага и других претензий пробританских активистов, однако, протестующие не хотят идти на сотрудничество.

Ярость противников отделения Северной Ирландии от Великобритании опасна отсутствием у них четких политических мотивов, считают эксперты журнала Economist. Сложно иметь дело с разъяренными демонстрантами, на которых, как представляется, не действуют ни увещевания политиков, ни иные разумные доводы. Хрупкий мир в Северной Ирландии, видимо,  сохраняется только из-за того, что непримиримые политические противники контролируют соответствующие избирательные округа, являя собой дееспособное правительство. Если они утратят способность контролировать улицы, их авторитет пошатнется. Даже если протесты поутихнут, нет гарантии, что они не возобновятся в будущем.

Ясно одно: находящийся в затруднительном финансовом положении Лондон не может вливать средства в Северную Ирландию, как это было в период начала беспокойств. Безработица, которая возросла вдвое с начала финансового кризиса 2008 года, по всей видимости, сохранится и преумножит количество незанятого населения. Белфасту придется решать эту проблему своими силами, что станет настоящим испытанием для автономного правительства Северной Ирландии. И главное здесь - сохранить стабильность,  имеющую важное значение не только для проведения «восьмёрки», но и для будущего Северной Ирландии, где живут трудолюбивые и чрезвычайно симпатичные люди. Живут непросто, но с надеждой на будущее.