Позвольте начать с заявления о том, что я всегда питал определенную слабость к Дмитрию Медведеву. Не потому, что он знаменитый либерал, к тому же прозападно настроенный. На самом деле, как мне кажется, величайшая ошибка Медведева заключалась в том, что он верил Западу на слово, особенно в таком вопросе, как Ливия. За последние 40-50 лет мировой истории даже самый тупой болван должен был усвоить урок о том, что Западу нельзя доверять ни при каких обстоятельствах. Заключать с Западом сделки? Обязательно. Но писать тексты этих сделок очень и очень внимательно, точно зная, под чем ты подписываешься, ибо если уступить им дюйм, они отхватят целую милю (в случае с Ливией, если разрешить им «защищать гражданское население», они истолкуют это как разрешение на свержение правительства и на создание хаотичной анархии, где правят джихадисты, дестабилизирующие всю Северную Африку).
Нет, я люблю Медведева, потому что (раскрою всю правду) мы с ним почти одного роста, а для людей вроде нас ролевые модели, прямо скажем, с деревьев не сыплются. Он парень небольшого роста, который добился успеха, а таких людей всегда стоит уважать.
Читайте также: Неизвестная сторона Давоского форума
В Давосе, несмотря на все разговоры о том, что Медведев сегодня - «политический труп», который при ближайшей удобной возможности отправится в бесславную отставку, он выступил весьма впечатляюще и показал, что по-прежнему играет очень важную роль в российском государстве – роль дружелюбного, радушного и разумного человека, открытого навстречу миру. Конечно, это не так важно, как тот пост, который он когда-то занимал (или типа занимал, ибо до сих пор непонятно, какой властью он обладал, находясь на посту президента). Но совершенно точно, его должность и роль не бессмысленны и не «унизительны» (западный пресс-корпус обожает прицеплять к Медведеву это прилагательное). Каждой стране нужен человек, который по сути дела выполняет функции международного пиар-консультанта. А Медведев делает это весьма умело.
В Давосе Медведев предпринял очень смелую попытку представить Россию так, будто у нее все нормально, хотя вы понимаете, насколько негативны прогнозы «консенсуса», потому что премьеру пришлось неоднократно и подчеркнуто заявлять: «В России нет краха, и Россия не рухнет!» Как украинский гимн «Ще не вмерла Украина» дает наглядное представление о мучительном прошлом этой страны, так и вынужденное заявление бывшего главы государства о том, что Россия не рухнула, дает неплохое представление о том, насколько непопулярна эта страна у тех людей, которые посещают Давос. И хотя Медведев не может перетащить этих людей на свою сторону, поскольку они свое мнение о России уже составили, он обладает возможностью, как минимум, говорить с ними на равных, поскольку российский премьер, с их точки зрения, - «наш». Медведев может общаться с давосской толпой гораздо результативнее, чем Путин, а поскольку мировая элита в ближайшем и далеком будущем никуда не денется, похоже, это стоящая для него работа.
Также по теме: Медведев в прямом эфире - оценки политологов
Не менее увлекательно было последить за тем, как Медведев делит сцену с Алексеем Кудриным, которого он не так давно бесцеремонно отправил в отставку. Их встреча была очень неуклюжей и неловкой, похожей на эпизод из второсортного сценария, а не из международной экономической конференции. Кудрин, как обычно, выступил со своими мрачными пророчествами о российской экономике (нефть подешевеет, бюджет разбалансируется, правительство поднимет налоги, а рост резко остановится). Медведев не менее бесцеремонно отмел эти прогнозы в сторону. Сделав расчетливый выпад в сторону Кудрина, Медведев на все лады расхвалил нефтяной стабилизационный фонд, поставив ему в заслугу стабильность государственных финансов и умелые действия в условиях мирового финансового кризиса. Я уверен, были в Давосе спектакли абсурда и почище этого, но Медведев со своим публичным троллингом Кудрина достиг вершины мастерства.
Что интересно, Медведев также немало сказал о демографической ситуации, назвав стабилизацию численности населения России самым важным достижением последних семи лет. Я всегда нервничаю, когда политики выступают с аргументами, похожими на мои, поскольку политики, как правило, лгут обо всем, в том числе, и о собственном имени. Но премьер сделал несколько заявлений о демографической ситуации, которые были пугающе похожи на то, о чем ваш покорный слуга говорит постоянно на протяжении нескольких лет. По сути дела, Дима был не только абсолютно прав; он был потрясающе недооценен как политик, выступающий перед международной аудиторией на таком форуме, как давосский. Чтобы дать вам некоторое представление о лживости ораторов на этих форумах, напомню, как прошлой осенью, выступая на аналогичном заседании, Николай Азаров поставил себе лично в заслугу «стабилизацию экономики» Украины, сделав это за неделю до того, как страна вернулась в полосу рецессии.
Читайте также: Пять тем форума в Давосе
Медведев точно подметил, что большая часть пессимистических демографических прогнозов не оправдалась (а они действительно не оправдались, ибо в них говорилось, что численность населения в России уже гораздо меньше 138 миллионов, хотя на деле она стабилизировалась на отметке примерно 142 миллиона человек), что благодаря вмешательству государства удалось несколько улучшить демографические показатели, что в 2012 году впервые за 20 лет численность постоянного населения нашей страны выросла, и что в будущем Россия не сможет рассчитывать на рост рождаемости, и вместо этого ей надо будет напряженно работать над уменьшением количества смертей. Что это, полное деталей и взвешенное выступление ученого? Нет. Не думаю, что в ближайшее время мы услышим, как Медведев читает в Высшей школе экономики лекцию на тему «Российское здравоохранение с 2006 года». Но это было в высшей степени честное и справедливое заявление об изменениях в демографии страны.
В чем Медведев ошибся (а я думаю, ошибки у него были), так это в оценке главных вызовов, стоящих перед Россией. Медведев попытался доказать, что главные экономические риски России носят внутренний характер. Я понимаю, почему он это сказал. Он пытался представить доводы в пользу важности устойчивого реформирования российской экономики, но мне кажется, что это просто не соответствует действительности. Главная проблема России на предстоящие годы заключается в том, что найдет свое беспорядочное разрешение долговой кризис еврозоны, или будет жесткая экономическая посадка в Китае, и что цены на энергоресурсы обрушатся, как это было в 2009 году, и останутся на низком уровне в течение нескольких лет. Вовсе необязательно, что такое случится, и я тверд в своем убеждении, что Европа и Китай как-то выкарабкаются из этой трясины. Но риск все равно очень велик. Он гораздо значительнее по своим потенциальным последствиям для России, нежели временное замедление либеральной экономической реформы. А творцам российской экономической политики надо гораздо больше думать о мерах на случай обрушения цен на энергоресурсы, чем об ослаблении внутренних реформ (потому что бороться с мировым падением сырьевых цен намного труднее, чем составить новый пакет реформ).
Так что в целом Медведев хорошо справился со своей работой в рамках форума и тех задач, которые перед ним стояли. Будет очень обидно, если Медведева в конечном итоге отстранят от политики, потому что всегда есть время и место для оптимистичных разговоров, в которых он весьма преуспел.