Ученые, физиологи и преподаватели английского языка из Ливерпульского университета обнаружили, что чтение книг великого поэта и других классиков оказывает благотворное влияние на мозг, концентрирует внимание читателя и порождает моменты критического самоанализа.
При помощи сканеров они проследили за активностью мозга добровольцев, когда те читали произведения Уильяма Шекспира, Уильяма Вордсворта, Томаса Элиота и прочих классиков.
После этого ученые «перевели» эти тексты на более «доходчивый» современный язык и снова проследили за активностью мозга добровольцев, когда те занимались чтением.
Результаты сканирования показали, что «сложная» проза и поэзия вызывает намного больше электрической активности в головном мозге, чем версии попроще.
Ученые могли изучать активность головного мозга при его реагировании на каждое слово, записывая, как он «включается», когда читателю попадаются необычные слова, неожиданные фразы или трудные по своему составу предложения.
Такое «включение» мозга длится дольше, чем первоначальная электрическая искра, переводя мозг на повышенную передачу и подталкивая его к дальнейшему чтению.
Исследователи также выяснили, что чтение поэзии особенно повышает активность в правом полушарии мозга, которое отвечает за «автобиографическую память», помогая читателю размышлять и по-новому оценивать собственный опыт в свете прочитанного. По мнению ученых, это значит, что классика полезнее, чем книги по проблемам самосовершенствования.
Преподаватель английского языка профессор Филип Дэвис (Philip Davis), работавший в рамках исследования вместе с учеными из университетского центра магнитного резонанса, заявил на этой неделе: «Серьезная литература воздействует на мозг как ракетный ускоритель».
«Исследования показывают силу литературы и ее способность смещать пути мышления, создавать новые мысли, образы и связи как у молодых, так и у зрелых людей», - отметил он.
На первом этапе исследования ученые следили за умственной деятельностью 30 добровольцев, когда те читали отрывки из пьес Шекспира, таких как «Король Лир», «Отелло», «Кориолан» и «Макбет», а затем повторяли сканирование, вручив добровольцам тексты в упрощенной форме.
При чтении простого текста в мозге добровольцев отмечался обычный уровень электрической активности. Но когда они начинали читать Шекспира, уровень этой активности резко возрастал, потому что у него порой встречаются слова, незнакомые современному читателю.
В одном из случаев добровольцы читали такие строчки из «Короля Лира» : «Король идет наперекор природе, - отец против дитяти». В более простой версии было использовано слово «сын». Когда читатели сталкивались с первым вариантом, активность мозга у них оказывалась существенно выше, чем при чтении простой фразы в современной версии.
Далее ученые попытались выяснить, как долго длится этот эффект. Выяснилось, что «пик» активности, вызванный чтением незнакомого слова, сохраняется и при чтении следующих фраз. Это говорит о том, что незнакомое и яркое слово пробуждает мозг читателя, повышая уровень его внимательности.
На следующем этапе исследований физиологи университета и другие ученые постарались выяснить, в какой мере поэзия оказывает благоприятное терапевтическое воздействие. Для этого они использовали произведения таких авторов как Уильям Вордсворт, Генри Воган, Элизабет Баррет Браунинг, Томас Элиот, Филип Ларкин и Тед Хьюз.
Мозг добровольцев сканировали, когда они читали четыре строчки из Вордсворта:
Никто не знал Люси и час,
Когда она ушла.
Могила разлучила нас,
Моя пуста душа!
Потом им дали более простой вариант:
Не опечалит никого,
Что Люси больше нет,
Но Люси нет – и оттого
Так изменился свет.
Первая версия вызвала больше умственной активности (здесь даны два варианта перевода на русский, в том числе, С. Маршака, из-за чего впечатление может оказаться иным, чем при чтении оригинала – прим. перев.), высветив на скане не только левую часть мозга, отвечающего за язык, но и правую, занимающуюся автобиографической памятью и эмоциями.
Повышенная активность в этих частях мозга говорит о том, что поэзия запускает «механизмы переоценки», заставляя читателя размышлять и переосмысливать собственный опыт и впечатления в свете прочитанного.
«Поэзия это не просто вопрос стиля. Это вопрос глубоких впечатлений, которые добавляют эмоциональные и биографические элементы к познавательным», - говорит профессор Дэвис, который на следующей неделе представит результаты своей работы на конференции Северной Англии по вопросам образования, которая состоится в Шеффилде.
«Это аргумент в пользу серьезного языка в серьезной литературе о серьезных человеческих ситуациях, и против примитивного легкого чтения, которое лишь усиливает вполне предсказуемые мнения и традиционные представления».
Профессор Дэвис надеется отсканировать мозг добровольцев, когда те будут читать Диккенса. Он хочет проверить, вызовут ли оригиналы его произведений больше умственной активности, чем переработанные варианты текста.
Сейчас он вместе с благотворительной читательской организацией The Reader Organisation работает над созданием групп коллективного чтения вслух в домах престарелых, тюрьмах, библиотеках, школах и группах «Мать и дитя».
В ходе совместных исследований с Университетским колледжем Лондона ученые также попытаются выяснить, какой эффект чтение оказывает на людей, страдающих слабоумием.