Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия: баня, помада, чай

Они устраивают вечеринки в бане, оставляют 10% зарплаты в магазинах косметики, а их официальной идеологией стал гламур

© РИА Новости Екатерина ЧесноковаПисательница Оксана Робски на церемонии вручения премии "Женщина года GLAMOUR 2008"
Писательница Оксана Робски на церемонии вручения премии Женщина года GLAMOUR 2008
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российской косметической отрасли не грозит никакой кризис, новое рождение переживают бани, а социологи связывают любовь к помадам с устойчивостью режима Путина. Россиянки тратят на косметику 12% своих доходов. На товары для макияжа у них в среднем уходит от 800 до 3 тысяч рублей в месяц. Это ответ на те потребности россиян, которые много десятилетий подряд отодвигались на задний план.

 

 

Представляю вам Юлю. За ней сложно угнаться: она быстрым шагом идет через Петроградский остров. Как раз в этот момент она неожиданно выбегает на проезжую часть и наискось пересекает самый оживленный перекресток квартала. Эту стройную девушку с черными волосами до пояса и большими тщательно накрашенными глазами не смущает вой клаксонов. Водители сигналят не только из-за того, что она нарушает правила. Такая красотка привлекает и мужчин, и женщин. К огорчению первых, она предпочитает вторых. 

 

«Я была бы последним человеком, кто пошел бы в салон красоты, - уверяет она меня с высоты своей красоты и 20 с небольшим лет. - Все, что ты на мне видишь, это результат полутора часов работы, которую я провожу перед выходом из дома». 

 

Об этом можно догадаться, посмотрев на ухоженные и сильно накрашенные лица россиянок. Рано утром в троллейбусах и метро, вечером в ресторанах и театрах на их веках сияют тени, а губы спрятаны под слоем помады. Такие наблюдения можно сделать в больших городах (Юля петербурженка), но только ли там? 

 

«В Петербурге я как раз могу выйти из дома без косметики, тут я могу смешаться с толпой», - рассказывает мне Наташа Кузнецова, которая годится Юле в матери, но не уступает девушке в ухоженности. У нее безукоризненный, заметный макияж, мы два часа сидим в кафе, но она не снимет с головы элегантной шляпки. «Другое дело в маленьких городках. Я сама из Вологды, где все друг друга знают, - продолжает Наташа. - Если бы я появилась на улице просто так, люди бы стали спрашивать "Ой, что это с тобой? Как ты распустилась!" Так что там перед выходом из дома я обязательно крашусь». 

 

И не она одна. Благодаря соотечественницам Юли и Наташи российской косметической отрасли не грозит никакой кризис, новое рождение переживают бани, а социологи связывают любовь к помадам с устойчивостью режима Путина. Как же выглядит этот макияж? 

 

Травма польской помады

 

В первую очередь это цвета. У каждого поколения свои. Юля рассказывает: «Среди моих ровесниц началась мода на натуральный макияж. А моя бабушка и ее подруги любили жирную черную тушь для ресниц, яркие карандаши для век и светло-розовую помаду. Думаю, это у них осталось от времен Бриджит Бардо. У женщин возраста моей мамы обычно масса косметики, они любят краситься ярко. Видимо, это реакция на эпоху, когда Россия была закрыта от мира». «Молодым сейчас гораздо легче, - вздыхает Наташа. - Можно купить что угодно, чтобы подчеркнуть красоту. Те, у кого есть деньги, просто живут этим. Сауны, салоны красоты, косметика всевозможных марок. А я была счастлива, когда удавалось привезти из Польши крем Pani Walewska или какую-нибудь помаду. Однажды я купила тени для век, а потом оказалось, что ее сделали цыгане из меда, они меня обманули». 

 

Травма цыганских теней и польской помады оборачивается дорого. Россиянки тратят на свой мэйкап немалые суммы. Российская Парфюмерно-косметическая ассоциация регулярно публикует на эту тему оптимистичные отчеты: с начала XXI века рынок увеличивался на 20% в год, а когда мир охватил кризис, темп роста снизился всего лишь до 11%. Данный рост обеспечивают работающие жительницы крупных городов в возрасте 19-55 лет: в Москве, Петербурге, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Екатеринбурге с макияжем ходят 85% женского населения. 

 

По данным РПКА, россиянки тратят на косметику 12% своих доходов. На товары для макияжа у них в среднем уходит от 800 до 3 тысяч рублей в месяц. Для сравнения, в Польше, по данным опроса потребителей за октябрь 2012 года, - 42 злотых (около 420 рублей, - прим. перев.). При этом средний уровень заработной платы в Польше (по данным Главного статистического управления) составляет чуть более 3,6 тысяч злотых (около 36 тысяч рублей), тогда как в России - 21 тысячу рублей. 

 

Значит, россиянки живут не по средствам? Немецкая исследовательница России профессор Биргит Менцель (Birgit Menzel) полагает, что гламур стал уже не просто стилем, а официальной идеологий. Это культурный аналог капитализма, взлелеянный многолетними мечтами о благосостоянии и ностальгией по великодержавному прошлому. 

 

«"Глэм-капитализм" - это, на мой взгляд, общемировое явление. В России оно выглядит более заметным из-за контраста с советскими временами, - комментирует ситуацию социолог из Санкт-Петербургского университета профессор Дмитрий Иванов, первым описавший данное явление. - Гламур становится логикой жизни. До ранга ценностей вырастают такие понятия, как роскошь, экзотика, эротика и "блондификация", как я называю формирование собственного образа при помощи макияжа, пластических операций, услуг стилистов и т.п. Посмотрите на то, что делает Путин. Он продвигает имидж сильного мужчины, прибегая к приемам поп-культуры. Потребление рекламируется как рецепт обретения счастья. Логику гламура тиражируют глянцевые журналы и телевидение. Это точный ответ на те потребности россиян, которые много десятилетий подряд отодвигались на задний план». 

 

Так что должно быть разноцветно и дорого. И еще одно: должно быть горячо. 

 

Бани в тренде 

 

Клубы пара закрывают грибок на стене. Ты сидишь голой в войлочный шапке, а вокруг настоящие бабушки. У каждой в руках веник из веток. Не слишком влажный, не слишком сухой, слегка смоченный водой. Тишина, сосредоточенность и жар. Ведущая церемонии поливает раскаленные камни. Это вода, возможно, с настоем трав. Больше пара и все горячее и горячее. 

 

«Еще немного, продолжай», - шепчут твои соседки. Так что вода льется дальше, а температура поднимается все выше. И вдруг, когда женщинам становится достаточно жара, в ход пускают веники. Они бьют друг друга по спине, рукам, ногам… Капли пота смешиваются с каплями пара, и баня начинает напоминать ад. Женщины одна за другой выходят из парной. Теперь только бассейн с холодной водой. 

 

«Чаще всего мы ходим в баню что-нибудь отмечать, - рассказывает Юля. - Если у кого-нибудь день рождения или еще какой-нибудь праздник, мы собираемся, покупаем много алкоголя и устраиваем супервечеринку. Еще популярны финские сауны и турецкие бани, потому что россияне любят экзотику. Но многие до сих пор выбирают только баню». 

 

Баня вызывает зависимость. Из недели в неделю я встречаю там одних и тех же женщин. Когда в начале 2012 года общественные бани в Петербурге подняли цены, поднялся шум. В «льготные дни» (в один из дней недели делаются скидки) у бань начали собираться очереди. В одну из бань поступило столько жалоб, что ее директору пришлось пойти на попятную. Отмечу, что речь не просто о повышении цен, они поднялись сразу до 100 или даже 200 рублей за сеанс, хотя раньше это стоило 25 рублей. Смешные деньги? Конечно, если сравнить с ценами спа-комплексов или шикарных бань, таких, как московские «Сандуны» - самое известное такого рода место в стране, где за сеанс можно выложить пять тысяч рублей.  

 

Однако общественные бани получают государственные дотации и остаются для многих единственным местом, где они могут вымыться. В одном только Петербурге 190 тысяч человек живут без ванных комнат в квартире, более 205 тысяч - без горячей воды, а 11 тысяч (хотя это кажется невероятным во втором по размеру городе России) - вообще без воды. К этому можно добавить жителей коммуналок, стоящих с соседями в очереди в ванные комнаты. 

 

Их всех ждут 380 городских бань, включая спа-комплексы с сумасшедшими ценами и разные подозрительные заведения, где в дополнение к сауне прилагаются девушки. Общественных бань, где можно просто помыться, всего 37. Неудивительно, что их обожает народ, а бизнес-консультанты называют традиционные бани очень выгодным предприятием. А у скольких людей, живущих в провинции, нет ванных! 

 

Бизнес, необходимость, но заодно ритуал и уход за телом. В бане, куда я ходила, женщины устраивали себе настоящие косметические сеансы. По совету одной из них я натирала кожу медом и крупной солью. Эксперты, например, Анна Мельник, автор книги «Русская баня», советуют соотечественницам брать с собой в баню целые сумки продуктов. Обладательницам чувствительной кожи следует наносить на лицо смесь из молока и меда, сухой - меда и лимонного сока, а жирной - делать маску из пяти ложек творога, ложки меда и одного яйца. Есть рецепт и для бабушек: улучшить упругость кожи можно натираясь смесью из трех ложек меда и трех ложек водки. Если это не поможет коже, то, по крайней мере, улучшит настроение. 

 

Столь же подробные рецепты дает Мельник и относительно веников, поскольку то, чем париться тоже, на удивление, имеет значение. Эксперт пишет, что каждое дерево имеет свои целебные свойства, и отправляет любителей веников за ветками ранней весной, когда листья еще полны соков. Людям, страдающим болезнями почек или перенесшим недавно операцию, следует выбрать ветви березы, а кожными болезнями или гипертонией - ветви дуба. Те, кого беспокоят недомогания дыхательной системы, должны париться липовыми вениками. Список можно продолжать еще долго, эксперты подробно пишут об этом в своих справочниках. Очередная тонкость касается того, чем поливать в бане камни: можно просто водой, но небольшое количество трав придаст пару целительные свойства. И, наконец, напитки, которые пьются после бани. «Мы всегда пили чай из самовара с вареньем», - рассказывает Наташа, которая ходила в баню регулярно, пока у нее дома не появилась ванная. 

 

Сейчас эксклюзивные банные комплексы предлагают своим гостям изысканные блюда и алкогольные напитки, а в самых шикарных заведениях есть свои рестораны. Может быть, и бани могут вписаться в идеологию гламура?