Девятнадцать лет назад, когда министерство обороны США рассматривало вопрос, разрешить ли официально женщинам служить в боевых частях, противники этой идеи заявляли, что это может ослабить армию. Они называли эту инициативу опасным «социальным экспериментом». И они победили. Министерство обороны издало приказ, согласно которому «женщины не подлежат отправке на службу в подразделения численностью менее бригады, основной задачей которых является непосредственное участие в наземных боевых операциях».
Сейчас, когда военное ведомство решило отменить это ограничение, защитники выпущенного в 1994 году приказа опять забили тревогу. «Наша армия не может продолжать социальные эксперименты и действовать по принципам политкорректности в вопросах боеготовности»,- заявляет Пенни Нэнс (Penny Nance), президент организации «Женщины, обеспокоенные судьбой Америки» (Concerned Women for America). «Такого рода социальный эксперимент опасен», - утверждает Элейн Доннели (Elaine Donnelly), президент Центра военной готовности (Center for Military Readiness). «Люди, которые принимают такое решение, действуют в рамках другого социального эксперимента, - считает генерал-лейтенант в отставке Джерри Бойкин (Jerry Boykin), исполнительный вице-президент общественного аналитического центра по защите семейных ценностей (Family Research Council). – Стоит ли ради этого эксперимента взваливать на плечи командиров подразделений такую ответственность? Думаю, что нет».
Но на этот раз тактика запугивания не дает результатов. Спикер Палаты представителей Конгресса США Джон Бенер (John Boehner) и лидер республиканцев в Сенате Митч МакКоннелл (Mitch McConnell) заняли выжидательную позицию. Сенатор от штата Аризона республиканец Джон МакКейн (John McCain) и другие республиканцы, которые задают тон политике партии по вопросам обороны, поддерживают решение Пентагона. Почему? А потому, что эксперимент с участием женщин в боевых подразделениях уже состоялся. Проводила этот эксперимент в Афганистане и Ираке администрация президента Джорджа Буша-младшего. И эксперимент этот удался.
Сегодня женщины составляют около 15% личного состава, проходящего действительную службу в регулярных войсках. Свыше 20 тысяч из них служили в Ираке и Афганистане. Более 800 получили ранения и более 150 погибли. Бойцам сил сопротивления и фугасным минам было безразлично, имели ли эти женщины право участвовать в боях или нет – их все равно убили без разбора. Как рассказала в он-лайн журнале Slate ветеран войны в Ираке Кайла Уильямс (Kayla Williams), жесткая правда войны взяла верх над попытками Пентагона изолировать женщин-военнослужащих. Женщины воевали, погибали, и их оплакивали близкие – они ничем не отличались от мужчин. И никакой культурной катастрофы не произошло.
Многие американцы лично знают женщин, участвовавших в этих вооруженных конфликтах. Другие читали, видели или слышали рассказы из уст самих участниц войны вроде Уильямс. Эти впечатления повлияли на мнение окружающих – и чиновников, и простых людей. Члены Палаты представителей работают вместе с представителем республиканской партии от штата Иллинойс Тэмми Дакуорт (Тammy Duckworth), которая потеряла обе ноги во время войны в Ираке, где она была вторым пилотом вертолета. Им также знакома и еще одна женщина, ветеран войны в Ираке – Тулси Габбард (Tulsi Gabbard), член Палаты представителей от Гавайев. Многие конгрессмены лично посещали зоны военных действий. «Я видел военнослужащих – и мужчин, и женщин, которые лично участвовали в совместных опасных операциях по решению боевых задач, - рассказывает сенатор Келли Эйотт (Kelly Ayotte), представляющий штат Нью-Гемпшир. – И сегодняшнее заявление отражает ту роль, которую все чаще играют женщины в обеспечении безопасности нашей страны». Его поддерживает МакКейн: «Сегодня американские женщины уже несут опасную службу во всех точках планеты и в подразделениях всех родов наших вооруженных сил. И многие из них принесли в жертву самое дорогое». Председатель Комитета по вооруженным силам в Палате представителей Бак МакКеон (Buck McKeon), представляющий республиканцев штата Калифорния, поддерживает решение министерства обороны и отмечает, что за «десять лет нелегкой и опасной службы в горячих точках женщины продемонстрировали в боевых условиях множество навыков и умений».
Вот что бывает с предупреждениями о социальных экспериментах. Официально или нет, но такие эксперименты проводятся. Иногда, как в случае с воспитанием детей в неполных семьях, они заканчиваются неудачей. Иногда, как в случае с однополыми браками, они заканчиваются благополучно. Когда эксперименты походят удачно, наши страхи исчезают. А когда для их проведения требуется отвага, преданность и самопожертвование, мы испытываем возвышенные чувства. Мы больше не говорим об экспериментах. Теперь мы говорим о приобретенном опыте.