Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Туфли на высоком каблуке далеко не всегда были атрибутом женской моды. Напротив, изначально они были элементом обуви для мужчин. Обувь на высоких каблуках мало подходит для практического употребления - в таких туфлях невозможно долго ходить, и кажется, что они вообще не для этого созданы. Так и есть, говорят историки культуры.

 

Туфли на высоком каблуке далеко не всегда были атрибутом женской моды. Напротив, изначально они были элементом обуви для мужчин.

 

Обувь на высоких каблуках мало подходит для практического употребления - в таких туфлях невозможно долго ходить, и кажется, что они вообще не для этого созданы.

 

Так и есть, говорят историки культуры.

 

«Высокие каблуки в течение многих веков были распространены на Ближнем Востоке, где они использовались как компонент ездовой обуви», - говорит Элизабет Семмелхак, сотрудница Музея обуви фирмы «Батя» в Торонто.

 

Из Персии

 

Ездовые сапоги на высоком каблуке были привычными для персидской кавалерии.

 

«Когда всаднику надо было встать на стременах, каблук помогал ему зафиксировать эту позу для того, чтобы прицелиться из лука», - рассказывает Семмелхак.

 

В конце XVI века персидский шах Аббас I располагал самой мощной кавалерией в мире на тот момент. Шах стремился укрепить свои связи с Западной Европой в поисках союзников в его противостоянии с Османской империей.

 

В 1599 году Аббас отправил первое персидское посольство в Европу - его дипломаты посетили тогда царствующие дворы в России, Норвегии, Германии и Испании.

 

Мода на все персидское распространилась тогда по всей Европе. Европейская знать особенно увлеклась персидскими мотивами в одежде и обуви. Сапоги на высоких каблуках казались европейским аристократам экзотикой и символом мужественности.

 

На неровных и грязных улицах городов средневековой Европы такая обувь была абсолютно непрактичной, но именно это и привлекало к ней европейских дворян.

 

Непрактичность этой обуви служила признаком высокого социального статуса. Людям, которые носили такую обувь, не приходилось пахать землю и много ходить. Их уделом было гарцевать на породистых лошадях.

 

Король Франции Людовик XIV был одним из первых коллекционеров такой обуви. Миниатюрный - всего 163 см, - он добавлял к своему росту целых 10 см за счет каблуков.

 

Нередко каблуки его туфель украшались изображениями батальных сцен.

 

Королевские туфли были неизменно красного цвета, символизирующего мужество и воинственность, а также богатство - красные красители стоили дорого.

 

Мода на высокие каблуки вскоре пересекла Ла-Манш. На портрете короля Карла II, написанном к коронации в 1661 году, монарх изображен в красных туфлях на высоком каблуке по французской моде, хотя Карл-то был высоким мужчиной ростом в 185 см.

 

От переодевания к Просвещению

 

Примерно в те же годы среди европейских женщин стала распространяться мода на мужскую одежду.

 

«В 30-е годы XVII века женщины стали коротко стричь волосы и носить эполеты, - рассказывает Семмелхак. - Они курили трубки и носили мужские шляпы с широкими полями. Именно тогда они освоили высокие каблуки - это тоже было частью стремления придать женской моде оттенок мужественности».

 

Эта мода продержалась до начала Просвещения, когда в Англии стали распространяться новые идеи, основанные на рационализме. Подчеркивание сословных привилегий стало считаться неприличным, а мода начала больше ориентироваться на соображения практичности.

 

Английские аристократы к началу XVIII века стали отказываться от ношения драгоценностей, одежды ярких расцветок и необычной обуви. Различия в одежде мужчин разных социальных слоев становятся менее заметными, но при этом усиливается контраст между модой мужской и модой женской.

 

«Это было связано с распространением представлений о том, что мужчины могут стать гражданами благодаря образованию и воспитанию, - отмечает Элизабет Семмелхак. - Женщины, напротив, считались тогда существами эмоциональными, сентиментальными и необучаемыми. В их одежде все чаще проявляются иррациональность и высокие каблуки являются тому примером».

 

Высокие каблуки к 1740 году решительно вышли из моды среди английских мужчин. А после Великой революции во Франции спустя 50 лет их перестали носить и женщины.

 

Фактор порнографии

 

Снова вошли они в моду уже в середине XIX века, и главную роль в их возрождении сыграла только что появившаяся тогда фотография.

 

Одними из первых фотографию освоили тогдашние порнографы, которые приступили к массовому производству фотоизображений обнаженных женщин в классических позах, но при этом водруженных на туфли с высокими каблуками.

 

Элизабет Семмелхак считает, что именно этот эротический компонент сделал высокие каблуки столь привлекательными для многих женщин.

 

В 70-е годы прошлого века некоторые рок-звезды мужского рода щеголяли в сапогах на высокой платформе, а ковбойские сапоги с высоким каблуком были популярны и среди мужчин и среди женщин с 1960-х годов.

 

Но в целом высокие каблуки полностью вышли из мужской моды. Это положение может измениться снова, как считает Элизабет Семмелхак, но для этого придется ждать наступления полного равенства полов.