Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
О формировании нации

Предложенный господином Муйжниексом вариант о гражданстве для всех детей не является путем к формированию единой нации

© РИА Новости Игорь Зарембо / Перейти в фотобанкРабота морского пограничного пункта пропуска "Морской торговый порт Калининград" морского порта "Калининград"
Работа морского пограничного пункта пропуска Морской торговый порт Калининград морского порта Калининград
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавно комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Муйжниекс на своем блоге предложил автоматически предоставлять латвийское гражданство всем родившимся в Латвии детям неграждан. Сейчас этим детям уже полагается гражданство, однако родители должны активно заявить о желании такого статуса для своих детей

Недавно комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Муйжниекс на своем блоге предложил автоматически предоставлять латвийское гражданство всем родившимся в Латвии детям неграждан. Сейчас этим детям уже полагается гражданство, однако родители должны активно заявить о желании такого статуса для своих детей. Согласно предложенному Муйжниексом варианту, гражданство следовало бы предоставлять автоматически.
 
Возможно, некоторым это предложение может показаться логичным: это дети постоянных жителей Латвии (неграждан), думается, что здесь они вырастут, будут учиться и со временем участвовать в рынке труда. Они не виноваты, что их родители не захотели стать гражданами государства, несмотря на то, что двери в гражданство Латвии открыты.
 
Латвия основана как национальное государство латышей, но вовсе не является государством «одной нации». С давних времен на территорию нашей страны прибывали люди разных национальностей, оставляя следы в родословных наших семей и в пестрых фамилиях. Не говоря уже о том, что латыши как народ образовались в результате исторического слияния куршей, селов, земгалов, латгальцев и ливов.
 
Однако в основе нашего государства, как и в любого национального государства (Швеции, Дании, Германии, Франции и др.), - язык и культура одного народа, в которые вливаются все остальные национальности. Этот процесс называют интеграцией, которая, к сожалению, в нашей стране сильно хромает. Тот факт, что по-прежнему в государстве есть постоянные жители, которые не желают гражданство государство, ясно свидетельствует об этом.
 
В результате Второй мировой войны наше государство на 50 лет утратило независимость и было оккупировано чужими силами. В результате войны мы потеряли примерно треть своих жителей, которых оккупационная власть заменила приезжими (иммигрантами) из большого Советского Союза. Общим для этих иммигрантов был русский язык, на котором они продолжали учиться в своих (русских) школах.
 
Латыши избегали русификации в эти годы не только при помощи своих крепких семей, но и при помощи раздельной системы школ, при которой существовал параллельный «латышский поток», несмотря на то, что в начале советской оккупации до времен Атмоды в конце 80- годов единственным официальным языком был русский язык.
 
Восстановив независимость, мы резко не изменили систему образования, а сохранили  в школьной системе «русский» поток, был заменен лишь статус «латышских» школ – они стали школами с обучением на государственном языке. За последние 20 лет многие «русские» школы вдали от центров больших городов были закрыты из-за нехватки денег. Но в Риге, Даугавпилсе и других крупных городах такие отдельные школы для детей инородцев до сих пор существуют. Там, где этого нет, и все дети вместе учатся на латышском (государственном) языке, они очень быстро вливаются в совместное общество. Интеграция происходит естественно, потому что просто нет другой альтернативы.
 
В контексте Европейского союза тот факт, что правительство Латвии по-прежнему допускает сегрегацию (разделение) школ, в которых дети постоянных жителей по-прежнему не осваивают местный государственный язык, культуру и понимание истории, является скандальным!
 
Цель ЕС – интеграция, или включение всех жителей в общую среду. В Германии. Франции, Швеции или других странах иногда возникают сложности с интеграцией приезжих в общество, но никто не может додуматься специально создавать отдельные школы, скажем, для алжирских иммигрантов, искусственно отделяя их от французских детей. Однако в Латвии происходит именно это - «русскоязычные» дети уже с детсада отделены от большинства народа и воспитываются фактически в чужой среде, что не позволяет этим детям «врасти» в латвийское общество. Как можно быть лояльным тому, что фактически незнакомо?
 
Конечно, всегда есть исключения, но в целом ситуацию надо менять. Как нам хорошо показывает пример Франции, любую нацию надо активно формировать. В случае Латвии основной состав нашей нации – это латыши и ливы, потомки древних жителей. С течением веков нашу нацию дополняли представители многих народов, которые полностью влились в совместное общество. Однако после восстановления независимости мы избегали мысли о том, что нам надо продолжать совершенствовать свою нацию. Мы, скорее, беспокоимся о существовании латышского языка и культуры – куда уж там совершенствование.
 
Для того чтобы изменить эту ситуацию, надо изменить одно из главных условий: нужно (постепенно) преобразовывать нашу школьную систему, чтобы дети всех постоянных жителей Латвии уже на дошкольном уровне учились в одних и тех же (государственных) школах, где преподавание ведется только на государственном - латышском – языке.
 
В том случае, если мы, прежде всего, изменим свою школьную систему, чтобы каждый ребенок мог влиться в общее (латышское) общество, - несмотря на национальность и убеждения своих родителей, - тогда можно будет говорить о предложенной господином Муйжниексом модели предоставления гражданства. Однако в сегодняшних условиях, автоматически предоставив гражданство детям, родители которых, очевидно, не хотят гражданство Латвии, означает в будущем доставить нашему государству и народу еще большие трудности.
 
Сегодня у нас много неграждан, которые, кажется, не хотят видеть Латвию как независимое, латышское национальное государство. По предложенному господином Муйжниексом варианту, в будущем появится больше русскоязычных и получивших образование на этом языке граждан. Это не путь к формированию единой нации, а путь к расширению, а не уменьшению раскола в народе.
 
Кришьянис Кариньш, депутат Европейского парламента («Единство»).
 
Перевод: Лариса Дереча.