Если конец 2012 года был для Армении очевидным образом, можно сказать, подчеркнуто западным (проведение саммита Восточного партнерства Европейской народной партии в Ереване в конце ноября, прибытие высокопоставленных европейских должностных лиц, довольно интересный визит премьера Тиграна Саркисяна в США и встреча с вице-президентом Джозефом Байденом), то начало 2013 года получается довольно российским.
В Армению прибывает министр обороны РФ Сергей Шойгу, прибывает генсек ОДКБ Николай Бордюжа и беспрецедентно большая делегация из четырех десятков разных должностных лиц, подписывается меморандум о создании в Армении Академии ОДКБ. А до этого, если прошлый год Серж Саргсян завершил заверениями о европейском курсе, то новый год он начал выступлением, в котором подчеркнул приоритетность России в вопросах безопасности Армении.
С одной стороны, такое впечатление, что Россия просто не простила Армении подчеркнуто западные жесты конца прошлого года, с другой стороны, не исключено, что по части Армении Запад и Россия просто установили дежурство и по очереди несут его. В чем цель всего этого – пока не ясно. Одно очевидно: это дежурство способствует не наиболее надежному сохранению ресурсов в Армении, но происходит обратное. Страна пустеет, экономика находится в безутешном состоянии, все новые слои населения начинают жаловаться на свою жизнь и условия деятельности.
То есть, дежурство точно не помогает Армении. Может, помогает власти, которая парадоксальным образом в нынешней ситуации не только чувствует себя хорошо, но даже позволяет себе довольно смело и раскованно говорить с населением в предвыборный период, свидетельство чему – инциденты во время агиткампании Сержа Саргсяна.
Во всяком случае, нормальным было бы то, если в нынешних тяжелых условиях власть проводила свою кампанию более бдительно, дрожа над каждой мелочью. Однако мы видим обратное, и от этого создается впечатление, что установив дежурство в Армении, и сменяя друг друга, Запад и Россия охраняют не ресурсы Армении, а контролируют власть.
У каждого в этом, конечно, имеется свой политический расчет, что естественно, так как государства руководствуются собственными интересами и расчетами. А интересы и расчеты Армении являются, в первую очередь, нашей проблемой, а не кого-либо другого.
Но если сильная Армения, современная, конкурентоспособная Армения исходит из интересов и расчетов кого-то из «дежурящих», то, наверное, стоит, чтобы этот субъект серьезно пересмотрел свое дежурство, хотя бы по принципу «не навреди».