Когда супруга еще голосовала за ширмой, я свой гражданский долг уже выполнил. Я случайно бросил взгляд на переполненную мусорку у дверей. Из нее буквально вываливались выброшенные бюллетени, ни на одном из них не было имени Карла Шварценберга. Можно было сделать вывод, что все они уже лежали в урне. Я счел это хорошим знаком (на президентских выборах в Чехии избиратель получал число бюллетеней, соответствующее числу кандидатов; выбрав бюллетень своего кандидата, он должен был положить его в конверт и опустить в урну для голосования, остальные бюллетени можно было забрать с собой, или тут же выкинуть — прим. пер.).
Дома я посадил кошку на колени, и мы вместе смотрели телевизор. Подсчет голосов - время мечтаний и надежд. Она любит статистику и цветные графики, но не умеет проигрывать.
«Из-за этих ваших выборов мне придется отправиться в туалет и потом незаметно эмигрировать», — сказала наша коша Розочка, когда все стало ясным и печальным. Она еще помнит Вацлава Гавела. Наверное, она надеялась, что то счастливое время еще может повториться. В этом году ей будет 15. Не исключено, что при хорошем режиме питания она еще доживет до лучших времен, но пока придется пять лет подождать. Она - типичная правдолюбка. Впрочем, какой мы ее воспитали, такая она и есть. Но ее презрительный взгляд на меня, тем не менее, неприятен. Она ведет себя так, будто все заранее знала. А ее выражение глаз говорит: «Я вас предупреждала, теперь за мной не ходите!»
Читайте также: Выборы в Чехии или Идеал президента
— Подожди с эмиграцией, Розочка, — я хочу почесать ей за ухом и немного поднять настроение. — Ты ведешь себя так, будто это моя вина! Но ведь мы делали все, что могли!
— Дерьмо, — говорит кошка (какой же она иногда бывает вульгарной!). — Скажи мне одну вещь: эти декреты Бенеша касались мышей?
— Не впутывай сюда мышей, — отвечаю я.
— Ответь на вопрос: касались или не касались? — она умеет упорно настаивать на своем.
— Я бы сказал, что нет, — выкручиваюсь я.
— Я бы сказал... — с насмешкой повторяет она. — Но точно ты не знаешь! Потому что об этих декретах сегодня уже никто из вас ничего точно не знает! Вы просто позволяете пугать себя прошлым - вместо того, чтобы думать о будущем!
Она злобно фыркает.
— Какое будущее ты имеешь в виду? — спрашиваю я, хотя и догадываюсь, о чем она.
— Какое... Как можно дальше от Москвы! — отвечает Розочка мудро. — Вы же поэтому голосовали за Карла, разве не так? Но во всей его кампании об этом не было ни слова.
Также по теме: Кот 15 лет управляет городком на Аляске
— Розочка, это министр иностранных дел, он не может выстраивать свою кампанию на негативном отношении к Путину, даже если это сто раз правда! — я объясняю кошке то, во что сам, собственно, даже не верю, и что мне самому совершенно не нравится.
— Не может — не надо выдвигаться. И в итоге его с легкостью поймали на этих декретах. Им - 70 лет, эта бумага только для мышей и годится! Позор, фу!
Розочка может страшно разозлиться. И вот она уже не расслабленно крутит хвостом из стороны в сторону — ее взъерошенный хвост задран кверху:
— Ваш президент - такой, какого вы заслуживаете, вы - просто дешевые лизоблюды, духовная пустота и алкоголики. Тряпки, сброд, сволочь (это русский плевел, запомните его, в течение следующих пяти лет это слово вам пригодится)!
У нашей кошки нет права голосовать. Если бы можно было избирать только на основании уровня интеллекта, несмотря на расу, пол, вероисповедание, а также несмотря на биологический вид живого существа, она бы с легкостью превзошла 54,12% чешских избирателей. Однозначно. Может быть, поэтому она так и расстроена.
Читайте также: Конференция Путина - комментарии читателей из Чехии и Словакии
— Розочка, не устраивай театр, в конце концов, это только на пять лет, — смиренно говорю я и хочу погладить ее по уху, как она любит. — Стыдиться за своего президента — этому мы, кто постарше, научились еще при Гусаке, а потом мы этот позор успешно повторили с Клаусом. Помнишь, как «пан президент» фотографировался на Клиновце с главой карловарской мафии, на нем еще была куртка с логотипом его компании? Хуже уже не будет, ведь нет?
— Иди к черту, — отрезала кошка. — У меня нет настроения, мне не до тебя! Русакам вы снова проиграли.
И она полезла в самый дальний угол под кроватью.
Она права. Мы снова проиграли русским. Теперь какое-то время мы будем пытаться объяснить это поражение так, чтобы оно хоть чуть-чуть напоминало победу: ведь игра была отличной, и закончилась она разницей всего в десятку, кто мог такое предположить перед встречей? Шансы были велики, но потом пришел Рагулин и снес все на своем пути. Опять мы пропустили, хотя наши парни бились до последнего...
Но президентские выборы в Чехии, возможно, и поважнее хоккея. И как любой пример, этот пример тоже хромает: представитель «Лукойла» на матч не надел фирменную майку с логотипом. Пока...
Автор — чешский писатель, поэт, переводчик, автор многочисленных радио- и телепрограмм.