Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Снижение ж/д перевозок сигнализирует о спаде в экономике РФ

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПоезда дальнего следования на запасных путях
Поезда дальнего следования на запасных путях
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Перевозки грузов железными дорогами РФ падают второй месяц подряд, что может свидетельствовать о надвигающейся рецессии в российской экономике, считают опрошенные Рейтер эксперты.

МОСКВА — Перевозки грузов железными дорогами РФ падают второй месяц подряд, что может свидетельствовать о надвигающейся рецессии в российской экономике, считают опрошенные Рейтер эксперты.

 

Перевозки падают в первую очередь из-за плохой конъюнктуры мирового металлургического рынка, снижения темпов строительства дорог и начала работы ВСТО-2, говорят они.

 

Российская железнодорожная монополия РЖД сообщила в пятницу, что в январе 2013 года объем грузоперевозок упал на 6,2% в годовом выражении до 95,2 миллиона тонн.

 

Этот индикатор является одним из главных показателей деловой активности в РФ, где железными дорогами перевозится основное количество грузов.

 

На те же 6,2% перевозки снизились в январе по сравнению с предыдущим месяцем.

 

Менеджмент РЖД связывает падение грузоперевозок с тенденциями в экономике РФ, сказала Рейтер представитель РЖД.

 

По состоянию на 28 января погрузка в направлении портов РФ снизилась с начала месяца на 10%, сообщила она.

 

«ПРЕДКРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ»

 

Менеджмент монополии начал бить тревогу из-за снижения погрузки еще в ноябре прошлого года, указав на замедление роста.

 

Январь - уже третий месяц падения перевозок: с ноября прошлого года они падают в среднем на 5% по сравнению с предыдущим месяцем.

 

В то же время, по данным Росстата, промпроизводство РФ увеличилось в декабре прошлого года на 1,4% в годовом выражении по сравнению с ростом на 1,9% в ноябре и 2,5% в декабре 2011 года.

 

«То же самое (снижение железнодорожных грузоперевозок при росте промпроизводства) было и осенью 2008 года», - говорит директор департамента компании ФБК Игорь Николаев.

 

«Отставание погрузки от показателей промпроизводства говорит о росте запасов на складах, - считает гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. - Как правило, это предкризисная ситуация».

 

В кризис 2008 года объем перевозок прекратил свой рост летом, а в ноябре рухнул сразу на 20%. В январе 2009 года снижение достигло максимальных 33% (74,8 миллиона тонн), а восстановление перевозок началось только с января 2010 года.

 

Вслед за снижением железнодорожных перевозок последует спад промпроизводства, уверен Саакян.

 

Это тревожный симптом, говорит Николаев: «Снижение погрузки говорит о том, что экономика уже не тормозит, она уже встала, темпы роста болтаются около ноля».

 

В 2013 году менеджмент РЖД ждет роста перевозок на 2,5-2,6%. По мнению Саакяна, такого роста вряд ли удастся достичь: РЖД ориентируется на прогнозы промпроизводства и роста ВВП от Минэкономразвития, которые могут быть слишком оптимистичными.

 

Ухудшение ситуации в российской экономике коррелирует со снижением европейских показателей промышленности, отмечает Саакян, и в РФ в ближайшее время можно ожидать рецессии.

 

ЩЕБЕНЬ, НЕФТЬ, МЕТАЛЛЫ

 

Особенно неприятно, что снижаются объемы перевозки «инвестиционных» грузов, например, строительных материалов (минус 18,3%), цемента (минус 10,7%), отмечает Николаев.

 

Частично снижение объемов перевозок строительных грузов может быть связано с прохождением пика строительства объектов к Олимпиаде в Сочи, говорится в комментарии Совета участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава, подготовленном для Рейтер.

 

Однако при этом эксперты Совета отмечают общее падение спроса на щебень для дорожных работ и производства асфальта.

 

Снижение объемов перевозок нефти и нефтепродуктов на 2,8% (21,9 миллиона тонн) может быть связано с вводом в строй трубопроводной системы ВСТО-2, считают эксперты Совета.

 

Впрочем, пока через трубопровод ВСТО-2 прокачивается лишь около 1,5 миллиона тонн нефти в месяц.

 

Значительный спад показали также руда (минус 3,8%, 8,5 миллиона тонн) и черные металлы (минус 6,2%, 5,9 миллиона тонн).

 

Это связано со стагнацией мирового рынка стального проката, которая началась в 2012 году, считают эксперты.

 

«В 2013 году значительного перелома ситуации в глобальной экономике в лучшую сторону не произойдет, и внутренний спрос в странах-импортерах российского стального проката продолжит находиться в неустойчивом состоянии», - говорится в комментарии.

 

Вся надежда на внутренний спрос: «Потребление стального проката на российском рынке продолжит расти и, по мнению экспертов, составит примерно 5-6% к уровню 2012 года».

 

Потребление стали возрастет благодаря федеральным мегапроектам (Олимпиада в Сочи, Универсиада, Чемпионат мира по футболу, федеральные жилищные программы), увеличится спрос и со стороны автопрома и машиностроения, полагают эксперты.