Насилие и чрезвычайное законодательство в Египте. Французские войска, сражающиеся с исламистскими боевиками в Мали. Осмелевшие радикалы, напавшие на газовый завод в Алжире и оставившие после себя десятки погибших. Каждое из этих событий вызывало на Западе приступы отчаяния по поводу непредвиденных последствий арабской весны.
Однако тревога в связи с этими событиями сильнее всего ощущается в Сирии, где повстанческие силы обеспокоены тем, что США и международное сообщество могут использовать их в качестве предлога, чтобы не предоставлять мятежникам того, о чем они так долго просят, а именно поддержку со стороны Запада в форме оружия и установления бесполетной зоны, которые в недавнем прошлом помогли НАТО свергнуть ливийского диктатора Муаммара Каддафи.
«Им не нужно стремительное падение режима, потому что фактически это создаст огромную черную дыру, хаос, - утверждает Амр аль-Азм (Amr al-Azm), сирийский диссидент и профессор Шонийского государственного университета, который в прошлом работал советником при правительстве Сирии. – Вместо этого они хотят постепенно лишить режим сил, чтобы, в конце концов, посадить его за стол переговоров».
Однако страхи американцев по поводу хорошо вооруженных джихадистов, захватывающих власть в стране, постепенно начинают сбываться, что, по мнению Азма, является результатом недостаточной поддержки со стороны международного сообщества действий более умеренных и организованных группировок повстанцев. «Никто их не поддержал, - говорит он. – Потом пришли исламистские группировки, у них было оружие, у них были деньги, поэтому люди постепенно начали переходить на их сторону. Теперь именно они распоряжаются в стране».
Америка уже заявляла о своем нарастающем беспокойстве по поводу деятельности одной из джихадистских группировок – Джабхат Аль-Нусра – которая добилась серьезного влияния в ходе борьбы с правительством. В конце прошлого года американское правительство назвало Джабхат Аль-Нусра террористической группировкой, упомянув о ее связях с «Аль-Каидой». Этот шаг вызвал ответную реакцию со стороны оппозиции: протестующие открыто заявляли о своем гневе по отношению к Америке и о своей поддержке этой исламистской группировки.
Многие исламисты настаивают на том, что они планируют вернуться к нормальной жизни, когда война закончится, и отрицают намерения расширить свою кампанию за пределы Сирии. Один боевик рассказал о том, как он пересек сирийскую границу с Ираком, чтобы сражаться с американцами во время войны, а когда она закончилась, он вернулся на родину и получил степень в области юриспруденции.
Потягивая чай в турецком пограничном городе Рейханли на прошлой неделе, этот боевик, который действует под псевдонимом Абу Ислам, сказал, что он вступил в Джабхат Аль-Нусра после революции и ушел из этой группировки совсем недавно, чтобы возглавить свою собственную исламистскую группу в родной провинции Хама. По его словам, он до сих пор считает себя членом Джабхат Аль-Нусра, но у него нет намерения продолжать джихад после падения режима Асада. Вместо этого, заявляет он, он попробует применить свою ученую степень на практике. «Как только все закончится, люди сложат оружие», - добавляет он.
Между тем, более светски настроенные повстанцы все чаще высказывают свою обеспокоенность растущим влияние исламистов. Абу Мохаммед аль-Курди (Abu Mohamed al-Kurdi), командующий батальоном Лива Рукн аль-Дин в Дамаске, считает, что джихадисты уже получили власть над Сирией. Кроме того, он повторил мысль о том, что недостаточная поддержка со стороны Запада лишь усугубляет проблему. «Это открывает широкие ворота для радикальных группировок, потому что у них есть собственные источники финансирования, - говорит он. – Необходимо помешать оружию попасть в руки плохих людей».
Он добавил, что его батальон предпринимает некоторые незначительные шаги для того чтобы попытаться не допустить погружения страны в хаос, если режим Асада падет. Он недавно распорядился выдать своим солдатам удостоверения личности, где указаны данные о выданном им оружии – то есть информация, которая хранилась в базе данных батальона. В будущем, по его словам, те солдаты, которые не захотят вступать в новую национальную армию, должны будут сдать свое оружие.
Один из солдат батальона Лива Рукн аль-Дин, который недавно получил свое удостоверение личности, сказал, что он намеревается вернуться к работе в своем небольшом продуктовом магазине в Дамаске, когда война закончится. Однако он тоже испытывает беспокойство по поводу нависшего над страной хаоса. «Сейчас – и я вас не обманываю – есть люди, которые скупают оружие в Дамаске, - добавил он, - только чтобы создать хаос, когда все кончится».