В Россию с каждым месяцем едут все больше беженцев из Египта, говорят правозащитники. По словам вынужденных переселенцев, им негде остановиться на время, пока их документы рассматривает федеральная миграционная служба, поэтому они вынуждены жить в офисе общественной организации «Комитет "Гражданское содействие"».
Все они - представители христианской общины коптов, пострадавшие от преследований исламистов.
«Мы приехали в Москву три дня назад, идти некуда. Наши дети уже начинают болеть из-за холода. Мы просто хотим спокойно жить. Я готов браться за любую работу», - сказал Би-би-си Виктор Шхата-Михаил, приехавший в Россию с женой и двумя детьми из Египта.
По его словам, они вынуждены были бежать, потому что их дом в Египте сожгли и всю семью обещали убить, если они не примут ислам.
В офисе НКО больше месяца живут также два вынужденных переселенца из Ирака и Судана.
Все они ждут решения ФМС об отправке в центр временного размещения беженцев в Пермском крае.
«ФМС будет рассматривать их документы несколько недель, не предоставляя никакого временного прибежища людям. Сейчас зима - за это время можно замерзнуть и умереть. Мы вынуждены оставлять людей в офисе, не имея при этом средств на их содержание», - заявила председатель «Гражданского содействия» Светлана Ганнушкина.
Сейчас в офисе «Гражданского содействия» живут 12 вынужденных переселенцев.
«Бежали без оглядки»
В прошлом году с просьбой о помощи в «Гражданское содействие» обратились около 700 человек. Более 80 из них - египетские копты.
По словам Виктора Шхата-Михаила, с приходом к власти «Братьев-мусульман» жизнь христиан в Египте усложнилась: «Дочку в школе стали дразнить и заставляли надевать платок. Меня несколько раз избили. А потом нам и вовсе пригрозили смертью и сожгли наш дом».
По словам беженца, в России его семья оказалась случайно.
«Бежать нам помогал знакомый. Мы просто отдали ему наши паспорта и немного денег. Потом он принес документы, и там уже стояла российская виза», - добавил он.
Правозащитники отмечают, что помимо коптов в Россию прибывает немало беженцев из Сирии. Только за январь этого года более 100 сирийцев попросили убежища в России.
Одна заявка из десяти
Правозащитники отмечают, что процесс подачи и рассмотрения документов беженцев в ФМС занимает не менее месяца. Где все это время должны жить люди - не ясно, указывает Ганнушкина.
Она считает, что приемный пункт для вынужденных переселенцев нужно построить в европейской части России .
«Обычно беженцам помогают национальные диаспоры. Сирийцы, например, своих очень поддерживают - и с жильем помогают, и деньгами. А вот у коптов общины в России нет. И куда идти этим людям? Зачастую наши сотрудники кормят беженцев на свои личные деньги», - сказала она.
По данным ФМС, удовлетворяется только одна из десяти заявок о признании беженцем.
Те, кому удалось пройти через сито согласований и проверок, отправляются в Центр временного размещения иммигрантов «Очер» в 100 км от Перми.
Правозащитники и люди, живущие в «Очере» не раз жаловались на антисанитарию, а также грубость и притеснения со стороны персонала.