Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прошлый год закончился в России первым после инаугурации посланием Владимира Путина к Федеральному Собранию и его традиционной пресс-конференцией для местных и зарубежных журналистов.

Прошлый год закончился в России первым после инаугурации посланием В. Путина к Федеральному Собранию и его традиционной пресс-конференцией для местных и зарубежных журналистов. 

Основное внимание в своем послании он уделил пассионарности, духовности, единству народа, вопросу гражданской ответственности. Исключительным является акцентирование именно пассионарности как основы национального прорыва: «Сейчас наша задача – создать богатую и благополучную Россию. При этом хочу, чтобы все мы отчетливо понимали: ближайшие годы будут решающими и, может быть, даже переломными. (…) Кто вырвется вперед, а кто останется аутсайдером и неизбежно потеряет свою самостоятельность, будет зависеть не только от экономического потенциала, но прежде всего от воли каждой нации, от ее внутренней энергии; как говорил Лев Гумилев, от пассионарности, от способности к движению вперед и к переменам,» - подчеркнул Владимир Путин. 

Примечательно, что в данном случае он сослался на классика (нео)евразийства Лва Гумилева, чья теория этногенеза утверждает, что государства словно живые организмы рождаются, растут и умирают – или же возрождаются в результате крупного потрясения. Для России таким потрясением стал развал Советского Союза. С другой стороны, этап стабилизации закончился – нужен скачок вперед, а идеи или мобилизирующего события (такого как Великая Отечественная война) на горизонте не видно: страна пробуксовывает без стратегической цели.

Читайте также: Путин и монах

По мнению Путина, такой целью должна стать духовность и геополитическая востребованность России! В этой связи он отметил: «В начале XXI века мы столкнулись с настоящей ценностной катастрофой, с настоящим ценностным кризисом. (…) Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».

Говоря о внешней политике, глава России был предельно краток и категоричен: «Для всех абсолютно очевидно, что мир укрепился именно в своей многополярности. Это создает как риски, так и возможности. Риски возобладают в том случае, если каждый будет вести свою собственную игру, если не будут отброшены иллюзорные расчеты на то, что хаосом можно управлять – вы знаете, есть даже такая теория. (…) Россия должна не просто сохранить свою геополитическую востребованность – она должна ее умножить, она должна быть востребована нашими соседями и партнерами. Это важно для нас самих, хочу это подчеркнуть. (…) Мы приступили к созданию Евразийского экономического союза и, конечно, будем идти по этому пути и решим эту задачу».

Президент России Владимир Путин и Анатолий Сердюков


Мораль сей басни такова: «плохиши» (американцы) сеют хаос, а мы станем мировым духовным и геополитическим ориентиром, и победим.

На пресс-конференции как всегда хватало острых вопросов и неформатных выражений. Главной темой стал «Закон Димы Яковлева», и в этой связи отношениям с США президентом России был вынесен следующий вердикт: «сами там по уши в одной консистенции находятся», а над нами издеваются в области надзора за соблюдением прав усыновленных американцами детей, и еще учат нас жизни.

Также по теме: Рейтинг Путина вернулся в прошлый век

Также все ждали объяснений по поводу отставки министра обороны Сердюкова. Журналистке Маше (так он ее назвал) Путин ответил: «Я действительно назначал Сердюкова в свое время. И он в целом, что касается реформирования Вооруженных Сил, двигался в целом в правильном направлении. (…) А уволил за то, что у органов следствия возникли обоснованные сомнения в том, что правильно выстраивалась работа, связанная с реализацией имущества, и по некоторым другим вопросам. (…) И вот в чем я могу вас заверить – в том, что и следствие, и судебное разбирательство будут предельно объективными. Нет желания никакого кого-то выгораживать». Продолжают удивлять заявления, о том что Сердюков «двигался в целом в правильном направлении» (разве что надо как-то сохранить лицо), но есть надежда на то, что суд действительно будет объективным, и вор сядет в тюрьму – если не по соображениям справедливости, то хотя бы для того, чтобы не пострадал авторитет лидера (В. Путин обычно слов на ветер не бросает).     

Третьей важной темой конференции стала стагнация и жезнеспособность российской (путинской) системы власти. На это В. Путин сказал, что стабильность это благо, а разговоры о стагнации не к месту. К этому он добавил, что созданная им система совсем не авторитарная, и в качестве доказательства этого привел тот факт, что не менял Конституцию ради того, чтобы сохранить пост президента (правда забыл при этом упомянуть о том, что просто на некоторое время пересел в кресло премьера по заранее разработанному плану). Когда В. Путину задали вопрос об ошибках, которые он готов признать, президент России заявил, что системных ошибок не совершил. Такая позиция показывает, что Вова (так ему ответила Маша) почувствовал себя всесильным и немного утратил связь с реальностью. Поэтому уже не удивляют его с совершенно серьезным лицом  произнесенные слова о независимости российской судебной системы: «Я не согласен с тезисом о том, что у нас отсутствует полностью независимая судебная система. Она у нас как раз имеет место быть. Мы уж столько приняли решений, что на каком-то этапе многие эксперты начали задаваться вопросом о том, не перегнули ли мы палку, а именно: работники судебных органов вообще оказались как бы вне контроля со стороны государства и общества».

Читайте также: Шойгу - преемник Путина?

Обобщая, можно сказать, что в последнее время, глядя на В. Путина и (его) Россию, складывается двоякое впечатление. С одной стороны, что-то там происходит, и не скажешь, что все плохо (даже демографическая ситуация стала выправляться и Сердюкова может посадят). С другой стороны, до сих пор нет видимых признаков пассионарности, твердой основы для прорыва. Здесь ивозникает вопрос: является ли В. Путин тем человеком, который, управляя страной в переломный момент, станет гарантом ее успеха? Тот факт, что он «не совершает системных ошибок», не внушает оптимизма. Но, возможно, он действительно знает, что делает.