Конкурентам из Bombardier удалось обойти Alstom на финишной прямой, в связи с чем французских трамваев на московских улицах мы не увидим. «Плохая новость», — признают в российском представительстве компании. По итогам многострадального тендера на поставку 120 новых трамваев для столицы мэрия все же остановила свой выбор на Bombardier. И не случайно: канадская компания является партнером Уралвагонзавода, одного из тяжеловесов российской промышленности, который известен в первую очередь танками, а не пассажирскими составами. «За кулисами велось активное лоббирование. У госпредприятия "Уралвагонзавод" были политические рычаги воздействия на правительство, которое надавило на мэрию», — утверждает аналитик банка «Метрополь» Андрей Рожков.
Читайте также: Глава РЖД пытается удержать курс своей компании, страны и президента
В Alstom не хотят политизировать дело. Однако московские сотрудники не скрывают своего удивления: у Уралвагонзавода и Bombardier есть только макет трамвая. У них могут возникнуть трудности с выполнением условий заказа, как в плане технических требований, так и плане сроков поставки. Французская компания в свою очередь представила приспособленный к российским условиям прототип на базе модели Citadis. Этот трамвай должен был выпускаться на заводах местного партнера Alstom, ЗАО «Трансмашхолдинг». В результате французское и российское предприятие вынуждены пересмотреть свою стратегию: они были нацелены на модернизацию трамвайного парка в других городах и рассчитывали оттолкнуться от московского заказа для запуска производственной линии.
В Alstom строят большие планы на Россию и утверждают, что эта неудача не ставит под сомнение партнерство с Трансмашхолдингом (российский лидер в производстве подвижного состава). Французская компания приобрела 25% его капитала. Такое затратное вложение должно открыть перед ней многие двери и обеспечить контрактами (при условии местного производства). «Мы тоже подумывали о том, чтобы стать акционером Трансмашхолдинга, — сообщил Les Echos источник в Siemens. — Это просто фантастика... на бумаге. Однако с учетом сложностей с передачей технологий в России, мы решили отказаться от этой идеи в пользу совместного предприятия меньших масштабов».
Также по теме: Чешская АЭС - честный и прозрачный тендер?
Переговоры по прочим заказам
Хотя в Alstom признают, что работать с Трансмашхолдингом иногда бывает непросто, они уверены, что такое сотрудничество является лучшим способом сформировать промышленную базу и заручиться необходимой политической поддержкой для завоевания куда более крупного рынка: речь идет об обновлении парка локомотивов РЖД. Первый договор на 200 локомотивов уже вступил в силу: сборка идет на одном из заводов Трансмашхолдинга, который был модернизирован силами Alstom. Речь идет о сумме в миллиард евро, 400 миллионов из которой отойдут французской компании.
Кроме того, существует заказ на 200 грузовых электровозов общей суммой в 800 миллионов долларов (половина отойдет французской стороне). Тем не менее, модель еще не была утверждена. «С учетом потребности РЖД в модернизации и влияния Трансмашхолдинга на российском рынке, это сотрудничество принесет и другие крупные контракты», — уверен Андрей Рожков.
«В настоящий момент обсуждаются и другие заказы», — подтверждает осведомленный источник. Все это вписывается в логику равновесия между Alstom и Siemens, которое старательно поддерживают в РЖД: немецкая компания недавно подписала меморандум о намерениях на поставку 675 грузовых электровозов нового поколения.