Ереван — Недавнее покушение на кандидата в президенты Армении и бывшего советского диссидента Паруйра Айрикяна можно рассматривать исключительно как средство достижения неких политических целей. Это стало понятно уже ночью 31 января, сразу же после появления на лентах информационных агентств сообщений об этом странном, если не сказать, загадочном, преступлении.
Любопытно, как сам Айрикян описывает детали приключившегося с ним инцидента. По его словам, к нему подошел незнакомец, направив на уровне его груди обернутую во что-то руку. Айрикян понял, что у него есть лишь доли секунды, чтобы помешать преступнику. Далее, по его словам, он стал бороться, но ослабел после первого выстрела. На его зов о помощи откликнулись соседи, чье появление испугало злодея, который завидев людей, кинулся бежать, успев выстрелить во второй раз.
Далее, уже в больнице, пострадавший рассказал навестившему его вице-спикеру парламента Эдуарду Шармазанову, что в него стреляли с расстояния 25-30 см (практически в упор и не задев жизненно важных органов).
Согласно сообщению Генпрокуратуры, на месте происшествия была обнаружена пуля калибром 7,62 мм, еще одна пуля того же калибра была извлечена из тела Айрикяна во время операции. Однако сам пострадавший как минимум в двух интервью намекал на сквозной характер ранения («если (пуля) отсюда вошла, а оттуда вышла, ничего не повредив, значит свыше тебе кто-то помогает»). Хотя, возможно, это лишь некая метафора, призванная эмоционально усилить эффект рассказа жертвы нападения.
Впрочем, оставим эти детали следствию, а сами разберемся в политических последствиях таинственных выстрелов на улице Печатников.
Чья рука?
То, что эти выстрелы будут использованы в политических целях, было ясно уже в первые часы после инцидента, даже на фоне охватившего всю страну душевного порыва. Когда пафос спал, все ждали, кто же первым воспользуется подвернувшимся под руку орудием политических спекуляций, и против кого оно будет направлено.
Ждать пришлось недолго - поддерживаемые из-за океана СМИ сразу же указали на «руку Москвы». Оставалась простая формальность — подтверждение этого «тезиса» самим Айрикяном, который не обманул надежд своих соратников.
Уже через день после инцидента политик заявил буквально следующее: «Говоря о подозрениях, скажу со всей искренностью, что усматриваю стиль секретных служб иностранного государства, преследовавших меня долгие годы, не России, а предыдущего государства». А 2 февраля он уже более откровенно обрушился с критикой на «русский империализм». И не просто обрушился, а извлек с пыльных полок истории анахроничную риторику «холодной войны», которая в 2013 году выглядит, не столь смешно, сколь дико.
Используя расхожие штампы, Айрикян припомнил сотрудничество Турции с большевиками-ленинцами, которых, почему- то, назвал «русскими империалистами», обвинил Россию в том, что она трансформировала во вражду «естественные разногласия» между соседями — армянами и азербайджанцами.
«Мы для них не существуем...мы для них всего лишь форпост...этому нужно положить конец...они хотели убить ваше право на самоопределение», - негодовал Айрикян, перебирая один за другим незамысловатые шаблоны из арсенала обычного русофоба.
Дальше бывший диссидент выдал очередную несуразицу, заявив, что стрелявший в него человек не произнес ни слова, а значит, он не мог быть армянином. Следует ли отсюда вывод, что, армяне, совершающие нападение, обязательно должны предварять свои действия выкриками на родном языке для их идентификации, конечно, лучше, если это будет их собственное имя и адрес.
Дальнейшее обрастало все новыми подробностями и деталями. «В моей памяти постепенно обрисовываются черты лица этого человека... У него не армянские черты лица», - без тени юмора говорит Айрикян, в одночасье превратившись из героя-мученика в объект нападок армянских блогеров.
Кому это выгодно?
И так, очевидно, что бывший советский дессидент, Паруйр Айрикян и его соратники - друзья как внутри страны, так и за рубежом будут использовать этот случай для разжигания антироссийских настроений.
При этом сам политик все же утверждает, что «Армения может иметь с Россией общие ценности и вместе работать», и такие примеры были во времена правления Керенского и Ельцина. Иными словами, идеальной для этих людей является Россия развалившаяся, раскуроченная и обескровленная.
Необузданная русофобия нагнетается в эти дни не случайно. Совсем недавно завершились более чем успешные визиты в Армению министра обороны Сергея Шойгу и генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, в ходе которых были приняты ключевые решения, направленные на укрепление российско-армянского сотрудничества в военной и военно-технической сферах, что повысит в разы уровень обороноспособности Армении.
Кроме того, в стране идут активные обсуждения вокруг вопроса о присоединении к евразийскому проекту. Бесспорно, это не вписывается в планы архитекторов «нового мирового порядка», разворошивших регион Большого Ближнего Востока и подбирающихся непосредственно к южно-кавказскому пространству.
Примечательно, что представитель Государственного департамента США в эти дни позволяет себе открыто вмешиваться во внутренние дела Армении, что-то говорить о времени проведения выборов и обеспечении конституционности, что-то советовать руководству страны.
И все же, кому же была выгодна вся эта история? Уж точно не властям страны, ведь по всем опросам действующий президент Серж Саргсян, не имея реальных конкурентов, должен был уверенно победить уже в первом туре выборов главы государства. Более того, эти выборы могли бы пройти просто безупречно, так как необходимости в использовании административного ресурса не было. Теперь голосование могут перенести, а сам процесс уже омрачен изначально.
России также абсолютно не выгодно дестабилизация ситуации в Армении, являющейся ее единственным союзником в регионе.
«В последнее время контакты между двумя нашими государствами явно активизировались, что, видимо, устраивает далеко не всех», - считает научный сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона, эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа РАН Андрей Арешев.
По его словам, в этой ситуации весьма странное покушение и его интерпретация отдельными ангажированными СМИ, как минимум, не могут не вызывать вопросов.
«Создаётся впечатление, что кому-то выгодно внесение дополнительных поводов для внутриполитического напряжения, которое можно использовать в целях манипуляции общественными настроениями. Неслучайными в этой связи кажутся и оценки происшествия, уже прозвучавшие из США и Европы. Мне представляется, что любые попытки предвосхитить результаты следственных действий являются не только контрпродуктивными, но и просто неумными. И те, кто занимается подобными неблаговидными действиями, неминуемо сядут в большую лужу», - заявил Арешев агентству «Новости-Армения».
Можно лишь предположить, что заинтересованы во всей этой шумихе те силы, которые используют предвыборные, выборные и поствыборные процессы в целях оказания политического давления на те или иные страны. История показывает, что эти силы готовы на все.
Когда желания не совпадают с возможностями
Окрыленный неожиданно обрушившейся на него «славой» и обилием телекамер Айрикян произносит фразы, которые плохо вяжутся с известной поговоркой «скромность украшает человека». Он связывает покушение с тем, что резко поставил вопрос о безальтернативности европейского пути Армении, и это кого-то напугало.
«Когда я в последнее время начал ставить подобные акценты, это активизировало некие силы, которые увидели заметный рост голосов (на выборах). Предполагаю, что все связано с этим обстоятельством, так как личных противников у меня нет», - сказал Айрикян.
Однако, столь самоуверенное утверждение кандидата не совпадает с результатами опросов общественного мнения, прогнозами аналитиков, да и просто, с реальной ситуацией, сложившейся в предвыборный период. По мнению социологов, потенциальные проценты, на которые мог рассчитывать Айрикян, находятся чуть ли ни в пределах статистических погрешностей, и хоть как-то влиять на итоги голосования он не мог.
Сейчас, после инцидента, эти проценты наверняка немного выросли, но все равно этого не хватит, чтобы хотя бы достойно проиграть. Так что версия «с устранением опасного противника» разваливается на глазах. Да и эти голоса, по мнению специалистов, политик может потерять, если потребует переноса выборов. Построенная на ажиотаже популярность быстро тает, уверены эксперты.